Каким должен быть финансовый партнер малого бизнеса
В 2013 году Банк Москвы стал лидером по темпу роста портфеля кредитов МСБ и вошел в десятку Российских банков по размеру кредитного портфеля МСБ (по данным исследования рейтингового агентства Эксперт РА). Такие значительные успехи объясняются правильной организацией работы с клиентами малого бизнеса. Портал Финансист обсудил с Владимиром Донских, директором регионального операционного офиса Банка Москвы в Красноярске, какие именно продукты наиболее интересны и полезны красноярскому бизнесу.
- Малый бизнес сегодня приоритетен для многих банков, по крайней мере, если судить по словам
- Да, безусловно. И для Банка Москвы развитие этого направления одна из стратегических задач. Банк Москвы стремится выйти в число лидеров на рынке банковских услуг для клиентов малого бизнеса. Для реализации этой цели в Банке Москвы была внедрена новая модель по работе с малым бизнесом, в конце 2012 года в банке появилась продуктовая линейка, учитывающая специфику предприятий малого бизнеса, кроме того были изменена технология кредитования и оптимизированы бизнес-процессы.
- Можно подробнее о кредитных продуктах? Как не крути, возможности финансирования бизнеса один из определяющих факторов при выборе банка - партнёра
- Сегодня мы предлагаем девять базовых кредитных продуктов, покрывающих все возможные потребности субъектов малого бизнеса. Например, для представителей микробизнеса, которым очень быстро нужны заемные средства, в том числе без залога, есть кредит Бизнес-успех. Этот кредит выдаётся на сумму до 5 миллионов рублей, при этом, суммы до 3 миллионов рублей предоставляются без залогового обеспечения, а решение о предоставлении кредита принимается в течение одного дня.
Не так давно Банк Москвы запустил Коммерческую ипотеку - долгожданный продукт для малого бизнеса кредит предоставляется для приобретения коммерческой недвижимости и земельных участков. Максимальная сумма - 150 миллионов рублей, срок - до 7 лет. При этом первоначальный взнос в размере 20% клиент может заменить любым ликвидным имуществом. Размер ставки не отличается от процентных ставок по стандартным кредитам на развитие бизнеса.
Мы рекомендуем этот продукт тем бизнесменам, которые долгосрочно арендуют площади. Арендные платежи заменяют платежи по кредиту, но помещение становится собственностью. Кроме того, Банк Москвы готов рассматривать сделки с любой недвижимостью, в том числе по приобретению жилой недвижимости с целью последующего перевода ее в статус коммерческой.
Пожалуй, самым популярным у наших клиентов продуктом является кредит Перспектива для бизнеса - займ на рефинансирование кредитов других банков. Далее по популярности идут кредиты на пополнение оборотных средств, приобретение основных средств и реализацию планов по развитию бизнеса.
И, конечно, у нас есть специализированные продукты: это кредит Транспорт, Оборудование. Эти продукты предназначены для клиентов, которые хотят приобрести транспорт или оборудование, используя приобретаемое имущество как залог.
- А как обстоят дела с расчётно-кассовым обслуживанием? Там тоже были изменения?
- Да, в 2013 году банк запустил 4 новых тарифных плана, позволяющих клиентам оптимизировать затраты на РКО. Нашему клиенту нужно просто выбрать план, подходящий по профилю.
Тарифный план Безналичный - разработан для клиентов со средней платежной активностью, и осуществляющих проведение своих денежных потоков в безналичной форме.
Тарифный план Торговый - разработан для клиентов занимающихся розничной торговлей и активно сдающих в банк наличную выручку.
Тарифный план Торговый VIP - разработан для клиентов занимающихся розничной/оптовой торговлей и сдающих в банк наличную выручку в больших объемах.
Специальный тарифный план по РКО для участников государственного и муниципального заказа позволяет клиентам, являющимся исполнителями государственного или муниципального заказа в рамках 44-ФЗ или 223-ФЗ получить выгодные условия расчетно-кассового обслуживания в банке.
- Недавно вступивший в силу 44-ФЗ предусматривает, что до 15% госзаказа должно размещаться через субъектов малого бизнеса. Отреагировал ли Банк Москвы на это нововведение?
- Конечно, поскольку этот закон стимулирует государственных и муниципальных заказчиков на создание благоприятной среды для малого и среднего бизнеса. Напомню, одно из направлений работы Банка Москвы обслуживание заказчиков и исполнителей государственного и муниципального заказа. Кроме того, серьезную часть корпоративной клиентской базы банка составляют малые предприятия. Именно поэтому нами была разработана линейка продуктов и услуг для предприятий малого бизнеса исполнителей государственного заказа. В рамках сотрудничества с ОАО Единая Электронная Торговая Площадка (ЕЭТП) Банк Москвы предоставляет специализированный кредитный продукт для участников электронных аукционов кредитная линия ЕЭТП на цели обеспечения заявок на участие в открытых электронных аукционах, проводимых на электронной площадке ЕЭТП. Как я отмечал ранее, банк предлагает специальный тарифный план РКО для участников государственного и муниципального заказа. Последним нововведением стала специальная линейка гарантийных продуктов для малого бизнеса, которые предоставляются по упрощенной процедуре в сокращенные сроки - 3-5 рабочих дней - для экспресс-гарантий в сумме до 5 миллионов рублей, и до 7 рабочих дней для иных гарантий. В рамках упрощенной процедуры малые предприятия, как исполнители госзаказа, могут получить гарантии обеспечения исполнения обязательств по госконтрактам, а также тендерные гарантии. Хотелось бы также упомянуть, что в разработке находится продукт для малого бизнеса по финансированию исполнения заключенных контрактов во втором полугодии мы планируем уже предлагать его нашим клиентам.
- Расскажите, какой субъект малого бизнеса интересен Банку Москвы в качестве клиента?
- Мы работаем с предприятиями малого бизнеса с годовой выручкой до 300 млн. рублей, имеющих опыт деятельности не менее 9 месяцев. Есть, отрасли, с которыми мы не работаем: строительство многоэтажных домов, шоу-бизнес, сельское хозяйство по направлению животноводства, растениеводства. Безусловно, бизнес клиента должен иметь необходимый собственный капитал, должен формировать денежные потоки и доход, достаточный для выполнения обязательств по кредитной сделки. Все эти параметры бизнеса исследуются и анализируются банком на этапе оценки бизнеса потенциального заемщика.
Портал Финансист
17 июня 2014