Игорь Гончаров, Альфа-Банк: На мой взгляд, самый интересный вызов, это взять большой и очень эффективный бизнес и сделать его ещё лучше
Недавно на пресс-конференции, посвящённой итогам деятельности Альфа-Банка в Красноярске, журналистам представили нового директора по розничному бизнесу Альфа-Банка в Красноярске. Игорь Гончаров около семи лет возглавлял розничное направление Альфа-Банка в Хабаровске. Несмотря на то, что бизнесом в Красноярске он руководит чуть более месяца, уже успел подсмотреть интересные особенности нашего города и построить амбициозные планы. Портал Финансист всё разузнал.
- Игорь, в Красноярске конкурентная среда банковская насыщеннее, нежели в Хабаровске. У нас более 80 банков работает, так или иначе…
- Действительно, в Хабаровске работает 24 банка. Когда принимал предложение возглавить розничный бизнес в Красноярске думал, как это? 80 банков? По факту оказалось все проще. Между собой конкурируют банки одной и той же лиги, все 80 не конкурирую друг с другом. Поэтому конкурентов не стало больше, остались те же. Что касается рынка, конечно, Красноярск больше, и деловая активность тут выше. Вчера мы делали срез одного из районов города. Я посчитал потенциал этого района в 370 партнеров. Например, когда мы делали такую же оценку в Комсомольске-на-Амуре с населением 260 тыс. чел, мы с трудом набрали около 300 партнеров. Здесь больше бизнеса, торговых точек, стартап-проектов, предпринимательская активность явно выше. Благодатная почва, на которой можно делать хороший бизнес. От деловой активности региона многое зависит.
- А потребители красноярские отличаются?
- Все люди разные. У всех свои запросы и потребности. В целом отличаются люди: в Красноярске добрей, приветливей, позитивные и открытые. Об этом говорили многие, я в этом убедился, когда приехал. Многие люди здороваются друг с другом в подъезде и это о чем-то говорит.
- Азарт родился?
- Азарт, конечно, есть. Более того, с одной стороны, этот бодрый шустрый рынок позволяет хорошо расти, но в такой ситуации важно быть в тонусе. В такой благоприятной деловой обстановке, рынок часто бывает не очень требователен, поэтому нужно всегда оказывать клиентам самый высокий уровень сервиса, даже если они этого не ожидают и не требуют. Мы постоянно думаем, что ещё можно предложить клиенту, чтобы он остался доволен.
- Про конкурентов и Красноярск поговорили, а как Альфа-Банк себя в этой среде чувствует по Вашим ощущениям?
- Есть рынки, где Альфа-Банк, является одним из первых в городе. К примеру, по потребительскому кредитованию мы себя считаем однозначно одним из трех лидеров рынка. И претендуем на то, что мы будем оставаться в лидирующих позициях и наращивать свою долю рынка. Рынок очень большой, и, самое главное, у него много возможностей. Мы одни из лидеров на рынке остатков до востребования и рынке кредитных карт. На рынке до востребования наша доля составляет около 8,7%. Это превышает среднероссийский показатель банка. Тут мы хотим иметь как минимум 10% доли рынка.
Что касается рынка кредитных карт, у нас уже доля рынка 5,26 %, уверен, что 6,5% в этом году у нас точно будет. И кредитная карта будет проводником остальных продуктов.
С такими показателями бизнеса мы чувствуем себя уверено, но не видим повода для остановки. Рынок каждому делает как вызовы, так и дает новые возможности.
- Если смотреть рыночное предложение в целом, то видно, что ипотека явно не является продуктом драйвером для Альфа-Банка…
- Да, ипотека точно не приоритет. Мы не делаем ставку на ипотеку сейчас, и, наверное, в долгосрочной перспективе вряд ли станем делать. Во-первых, ипотека дорогая, она стоит больших денег и фондирование дорогое. Да и цена для потребителя в 12-13 % годовых это не ипотека, ипотека это всё-таки низкие процентные ставки на уровне от 2 до 7 %, как во многих странах. Смысл в ней будет, соответственно, когда будут низкие процентные ставки. Сейчас ипотека это дорогой продукт, который идеально подходит состоятельным клиентам.
- Но берут ведь…
- Да, берут. У людей всегда были базовые потребности в жилье, люди решали их даже в самые кризисные ситуации. Мы признаем, что ипотека - это очень важный и социально-необходимый продукт, но сегодня мы не смотрим на него как на флагманский продукт. Наша стратегия - стать для клиента банком на каждый день. У нас условия по ипотеке очень выгодные, для клиента, у которого ипотека становится очередным продуктом в банке. Допустим, это руководитель компании с зарплатным проектом. У него есть кредитная и зарплатная карта, и много всего, и мы для него - банк для повседневной жизни. Тогда наша ипотека для него выступает как доп. предложение, что бы мы могли все его потребности закрыть.
- Какой прирост планируете по фокусным продуктам?
- По кредитным картам мы поставили для себя высокую планку на этот год достигнуть прироста порядка 30%. По кредитам наличными тоже очень амбициозный план порядка 40%. По потребительскому кредитованию будем идти в уровень с рынком. Большого роста в этом сегменте в 2014 году не ожидаем. Так что в этом направлении будем улучшать качество работы, дистрибуции.
- Какова политика относительно депозитов физических лиц?
- В депозитах наш банк предлагает условия весьма хорошие, хотя депозиты не были в первом фокусе. Так, с 15 мая у нас выросли ставки по депозитам. Повторюсь, наши основные фокусы в рамках концепции банка на каждый день, транзакции, накопления - это то, чем люди пользуются каждый день. Они каждый день управляют своими деньгами. И здесь у нас как раз много продуктов, несколько видов накопительных счетов, которые позволяют получать повышенные проценты и использовать деньги в любой момент. Например, инструмент, который помогает людям просто накапливать деньги, как "Копилка для сдачи". Или счёт Активити когда человек не умеет копить, а мы ему даём возможность выработать привычку, при этом еще с выгодой заботиться о своем здоровье. Или счёт Мои цели когда ты можешь выбрать себе цель краткосрочную, среднесрочную, долгосрочную и смотреть, как ты к этой цели идёшь. Это счета, где клиенты могут получать дополнительные бонусы, например, счета Аэроплан и Улётный, когда деньги просто лежат на счету, и мы за это начисляем клиенту в программе Аэрофлот бонус или S7 мили.
Для тех, кто готов к риску, есть обезличенные металлические счета, плюс масса инвестиционных программ. Мы работаем и как площадка, которая в целом занимается управлением личными финансами и личным финансовым планированием клиентов. Мы предлагаем сейчас весь комплекс банковских и небанковских решений, инвестиционные программы, накопительные программы, которые клиентам позволят достигать своих целей.
- Расскажите о своей биографии?
- Родился я в городе Киеве, поэтому могу сказать, что Украина является моей Родиной. Отец военный, жили в Киеве и Севастополе, потом отца отправили служить в Комсомольск-на-Амуре. Там я закончил технический университет, по специальности "коммерция". Очень хорошее образование, поскольку оно было не просто теоретическим, было много практической части в области торговли, коммерции. Мы много работали в "полях". Участвовали в контрольных закупках, делали лабораторные работы, вместе с отделом по защите прав потребителей ходили по магазинам, проверяли качество продуктов, проектировали склады…. Поэтому я свою специальность больше оцениваю не как экономическую, а как техническую.
Сразу после института был принят в торговую компанию, дистрибутор Нестле, Фереро, Объдинённых кондитеров, с большим количеством крупных контрактов. Пришёл работать менеджером по продажам, а уходил директором по продажам. У нас было 5 филиалов во всех крупных городах Дальнего Востока.
В 2007 году пришёл в Альфа-Банк - тогда банк строил новый розничный бизнес и требовались люди с другими компетенциями, с другим опытом работы, непривязанные к банковской специфике. Люди, которые знали, как строится система продаж, как ее развивать и как ей управлять. Мне было очень интересно. 8 лет в одной компании тогда казалось, что ты уже всё знаешь и умеешь. А тут такой вызов новый бизнес, новые знания, новые клиенты.
- А теперь у вас изменения в другом векторе географическом… Как вам красноярская команда?
- Команда отличная и боевая. В компаниях часто так бывает, когда приезжает менеджер из другого города, значит там какая-то кризисная ситуация. В моем случае все не так. Ситуация принципиально другая: большой, крепкий бизнес, очень боевая и результативная команда. На мой взгляд, самый интересный вызов, это взять большой и очень эффективный бизнес и сделать его ещё лучше!
Беседу вела Анастасия Потёкина
19 мая 2014