Синекура финомбудсмена

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Синекура финомбудсмена

Российские финансовые компании и их клиенты не стремятся в третейский суд

В начале февраля первый российский финансовый омбудсмен Павел Медведев сложил с себя полномочия. Кандидатуру нового омбудсмена на момент написания материала в Ассоциации Российских банков только обсуждали. Окончательное решение будет принято на заседании совета АРБ, которое планируется провести в конце марта. Временно исполняет обязанности примирителя Гарегин Тосунян президент АРБ.

Напомню, институт финомбудсмена, главная задача которого решать спорные ситуации между финансовыми организациями и их клиентами, не доводя дело до суда, начал действовать в России в октябре 2010 года. У истоков создания института Финансового омбудсмена в России были Райффайзенбанк, Хоум Кредит энд Финанс Банк, ОТП банк, ДжиИ Мани Банк, Национальный банк Траст и Юниаструм Банк. Они же (кроме Райффайзенбанка) подписали соглашение о сотрудничестве с омбудсменом, при этом официально объявить об этом факте не побоялся только банк Траст, да и произошло это совсем недавно. Всего же по данным на январь 12 года официальное соглашение с омбусдменом заключили 16 организаций, де-факто финансовый омбудсмен сотрудничал со 110 финансовыми организациями (банки, коллекторские агентства, микрофинансовые компании, страховщики) не заключившие соглашение, по словам господина Медведева, шли на встречу омбудсмену.

И это - показательный момент. При огромном масштабе российской банковской системы, при довольно внушительном объёме рынка финансовых услуг столь незначительный перечень юр. лиц, поддержавших не только на словах, но и на деле институт омбудсмена.

По мнению Александра Воронова, директора красноярского филиала Финансовой группы БКС, к работе института присоединились очень немногие финансовые организации поскольку на данный момент нет четкого понимания правил игры. Кроме того, к работе института до сих пор не присоединились крупнейшие банки, а пока этого не произойдет, другие игроки тоже не будут спешить со вступлением отметил финансист. Хотя, по мнению господина Воронова, существование в России института финансового омбудсмена вполне оправданно, в нём есть объективная потребность. С одной стороны, финансовые организации, которые сталкиваются с большим числом жалоб, могли бы разгрузить свои юридические службы и более эффективно работать с претензиями. С другой стороны, у клиентов различных финансовых структур есть возможность улаживать спорные ситуации по системе одного окна, а не писать запросы в ЦБ, Минфин, Роспотребнадзор и другие организации.

И вот тут выплывает ещё один важный момент: а есть ли потребительский спрос? В январе года текущего были подведены итоги деятельности института. Выяснилось, что за всё время в адрес защитника интересов потребителей финансовых услуг поступило более трёх тысяч семиста обращений. Примерно тысяча девятьсот споров было урегулировано. И это при том, что финансовая сфера, по подсчётам Роспотребнадзора, занимает второе место по количеству нарушений прав потребителей после сферы ЖКХ.

В общем даже при самом неглубоком взгляде понятно, что институт досудебного урегулирования себя на первых порах не оправдал. А каковы причины?

Ещё на старте деятельности омбудсмена Павел Медведев в одном из своих интервью говорил: В нашем случае всё строится на основаниях доброй воли. Добрая воля, вообще говоря, довольно зыбкое основание… Надо объяснить, какую глупость я совершил. Конечно, на мне огромная ответственность, я в каком-то смысле между Сциллой и Харибдой. Я ни в коем случае не должен быть предателем по отношению к людям, которые ко мне обращаются. Тем более, что обращаются ко мне почти 20 лет, и у меня там какой-то тоже имидж сложился. И если я вдруг сейчас окажусь предателем, потому что меня приласкали эти шесть банков, это будет для меня очень большая потеря. А с другой стороны, я ни в коем случае не должен принимать вздорных решений. Потому что тогда… Ладно уж, эти банки, наверное, будут долго терпеть, между собой говорить, какую глупость совершили, этого Медведева привлекли. А другие-то уж точно не вступят. А я-то мечтаю о том, что эта система заработает на всю страну.

И ведь знал принципиальный и весьма лично мною уважаемый за это Павел Алексеевич о чём говорит, поскольку не только наблюдал развитие современной системы, но и активно участвовал в формировании системы страхования вкладов, например. Поэтому не трудно догадаться, что господин Медведев прекрасно понимал, что без указки свыше, хотя бы и в виде закона, обязывающего играть субъектов рынка по определённым правилам, в России сложно добиться доброй воли. Потому и заявил в процитированном уже интервью, что хотел бы создать закон об омбудсмене. Правда, отметил: Боюсь, что в близкой перспективе это абсолютно нереально. И не только потому, что законодатель очень инерционен и его побудить сделать что-такое не похожее на то, что уже есть, трудно. Действительно, трудно такой закон написать, потому что это закон не о том, что надо выполнять закон, а ещё о чём-то. Вот о справедливости мы говорили….

Сами финансисты в оценках и мнениях об институте омбудсмена расходятся. Кстати, на запросы редакции Финансиста не посчитала нужным ответить ни одна из пресс-служб банков-участников системы, действующих на территории Красноярска. Вопрос про финансового омбудсмена вызвал у бывалого эксперта финансового рынка Валерия Ревкуца довольно сильные эмоции, так что ответ приводим без сокращений, полностью.

Валерий Ревкуц, председатель Сибирской Ассоциации Страховщиков, президент СК Возрождение - Кредит: Я не знаю, как часто Вы сталкиваетесь в своей практике с судебными разбирательствами? Слава Богу, Вы говорите - нет, да? А нам приходится часто прибегать к услугам официальных судебных рассмотрений, где проводится устоявшаяся классическая работа: досудебное рассмотрение, попытки выяснить все обстоятельства дела, и потом судебные заседания и вынесение решения. Безобразная работа наших судов привела к тому, что люди абсолютно не верят даже официальным органам. Граждане, добиваясь справедливого судебного решения, тратят на это годы, и ни у каждого хватает пороха пройти этот путь до конца.
Так вот моё субъективное мнение, если бы правовая культура в обществе была бы на высоте, такие институты досудебного и внесудебного урегулирования должны были бы восприниматься на ура. Пока они не будут восприниматься. Психологически люди не готовы.
Если помните времена генерала Лебедя, тогда в крае был создан Третейский суд и многие краевые управления и организации были вынуждены подписать договоры о том, что они подчиняются решениям его и будут их исполнять. Так вот как только какое то дело насаждается сверху без потребности самого общества, оно так или иначе будет отторгаться или косо исполняться. Я считаю, что, пока есть неверие абсолютного большинства участников рынка и граждан в существующую систему, не будет побуждения пользоваться.
Вот смотрите, в обязательном страховании автогражданской ответственности мы вроде бы ввели достаточно удобное правило, когда два автомобиля повреждены незначительно люди попробуйте сами урегулировать? И что? Единицы случаев, когда люди могут договориться самостоятельно даже по таким мелочам. Реакция такая: виноват другой в обязательном порядке.
Хотя суды завалены, сроки рассмотрения нарушаются напрямую в действующих судах. Когда рассматриваешь комплекс правоохранительных органов и судебной системы, утрачивается вера в эти меры. И тем более её не возникает по отношению к необкатанной, необустроенной законодательными актами системе омбудсмена. Неверие в то, что будет вынесено решение. А если и будет, то оно в обязательном порядке будет противоречить какому-нибудь положению ГК. Например, о том, что претензии принимаются только в судебном порядке. Вот неустойку можно взыскать, к примеру, только в судебном порядке. То есть можно признать свою вину, но неустойку можно выплатить только на основании судебного решения. Вопросы страхования ответственности: в правилах записано, что суд сначала должен определить виноватую сторону, а только потом страховая компания вводит в действие параметр страхования гражданской ответственности. Без решения суда произведу выплату, а налоговая мне скажет: вы не хулиганите случайно? Понимаете, эти ограничения не убраны и являются преградой в развитии таких институтов. Время не пришло.

А на взгляд редакции сегодня у кредитных организаций нет понимания, необходимо ли им сотрудничество с фин.омбудсменом или нет? С одной стороны, официальное сотрудничество может улучшить имидж компании, подчёркивая её открытость и склонность договариваться. С другой стороны, обязательное исполнение решения омбудсмена, которое далеко не всегда выгодно для банка, может вылиться в значительные убытки, особенно если вдруг благодаря чуду все обиженные потребители пойдут за поиском истины к третейскому судье.

Тем временем Минфин начал разработку поправок к закону об организации страхового дела, посвящённые созданию в России института теперь уже узко направленного страхового омбудсмена. Так что будет ещё интереснее.

Омбудсменом в финансовой сфере (финансовым омбудсменом) называют независимое лицо, разрешающее во внесудебном порядке споры между организациями, оказывающими финансовые услуги, и их клиентами. Наиболее часто омбудсмены разрешают споры, возникшие в банковской сфере, на рынке ценных бумаг и сфере страховых услуг.

Процедура рассмотрения спора омбудсменом позволяет клиентам получить в большинстве случаев не только обязательное для исполнения, и в сравнении с судами, как правило, более быстрое решение, но и возможность бесплатно и без какого-либо риска урегулировать разногласия с поставщиками финансовых услуг. Внесудебное разрешение спора представляется особенно привлекательным в случае, если стоимость спора настолько мала, что обращение в суд лишено экономического смысла.

Присоединение к институту финансового омбудсмена для финансовых организаций является добровольным. Рассмотрение споров в соответствии с регламентом финансового омбудсмена возможно только в отношении финансовых организаций, официально присоединившихся к данному институту. В отношении кредитных организаций, не являющихся участниками системы, финансовый омбудсмен направляет только запросы и предложения о добровольном урегулировании спора без применения формальных процедур.

Примирительное соглашение может быть передано по согласию сторон на утверждение суду или третейскому суду в качестве мирового соглашения. Однако, финансовые организации, присоединившиеся к институту финансового омбудсмена, обязаны исполнять вынесенные им решения, и не имеют права их обжаловать в государственных судах. Заявители физические лица, напротив, не связаны решениями финансового омбудсмена и имеют право заявить аналогичное требование при обращении в суд.

С документами, регламентирующими деятельность Финансового омбудсмена и порядок присоединения к его работе, можно ознакомиться на сайте АРБ.



Анастасия Потёкина
Портал Финансист

7 марта 2012

Читайте также

Хакасский муниципальный банк принял участие в мероприятии «Пикник Party»
28 апреля 2024 в парке отдыха «Самохвал» прошло гастрономическое мероприятие «Пикник Party»
Обзор изменений валютного законодательства от экспертов банка «Левобережный»
В апреле 2024 года начало действовать указание Банка России № 6663 от 9 января 2024 года «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16.08.2017 № 181-И»
Аграрии Красноярского края и Хакасии получили от Россельхозбанка 1 миллиард рублей
За 1 квартал 2024 года Россельхозбанк предоставил аграриям Красноярского края и Республики Хакасия более 1 млрд рублей
РСХБ спрогнозировал основные факторы роста экономики России на 2024 год
Основными факторами влияния на развитие банковского сектора и денежно-кредитной политики в 2024 году станут рост доходов населения и ВВП страны
Банк «Левобережный» предлагает оформить страховку для животного
Банк «Левобережный» предлагает оформить страховку для животного
ВТБ начал возвращать кешбэк рублями
С 1 мая ВТБ полностью перезапустил программу лояльности и перешел на начисления кешбэка рублями
Сотрудники Хакасского муниципального банка приняли участие в субботнике
В субботу, 27 апреля 2024 года, сотрудники Хакасского муниципального банка дружно вышли на уборку
Суд отказал АСВ в отмене сделки по продаже российского «Киви»
Ранее АСВ заявляла, что «в интересах кредиторов» будет оспаривать решение суда
Инвестиционные консультанты рассказали, в чем сегодня лучше хранить сбережения
Показатели по вкладам населения из месяца в месяц бьют рекорды
Ипотека стремительно падает
Выдачи ипотеки в марте упали почти на 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года