Банк на всю жизнь
12 ноября 2011 года исполняется 170 лет со дня подписания императором Николаем I Указа о создании сберегательных касс, который отмечается как день основания Сбербанка. О рынке банковских услуг, рисках финансовой сферы и о том, что представляет современный Сбербанк, рассказывает вице-президент Сбербанка России - председатель Восточно-Сибирского банка Алексей Логинов.
- К круглой дате Сбербанк подошел в новом состоянии. И это замечают ваши клиенты, к коим я тоже отношусь. Непросто, наверное, было менять такую огромную систему?
- Банк сегодня действительно меняется в соответствии со Стратегией развития до 2014 года. Основная наша задача - войти в топ-десять мировых финансовых структур. Обеспечить это с той системой работы, которая была в Сбербанке ранее, было просто невозможно. Поэтому мы начали кардинально менять как банковские технологии, так и саму ментальность банковских сотрудников. Задача непростая и небыстрая, учитывая масштабы Сбербанка и наследие советского прошлого. Но изменения, как вы сами отмечаете, - налицо.
- Алексей Львович, что, в рамках этих преобразований, уже принесло значимый результат? Что на сегодняшний день можно занести себе в актив?
- Мы стремимся стать сервисной компанией, поэтому во главу угла ставим качество обслуживания, клиентоориентированность. Банк объявил войну очередям. На самом деле - очередь это хороший признак. Американцы говорят, что, если в банке нет клиентов, это плохой банк, он не пользуется спросом. Поэтому с этим у нас все в порядке. Другое дело, что люди не должны долго ожидать обслужи-вания. И вот над этим мы работаем. К 2012 году все наши клиенты будут проводить в очереди не более 15 минут. Причем в комфортных условиях, в современных филиалах. Мы уже открыли 14 офисов нового формата. До конца года откроется еще 23 филиала. Здесь применен принцип безбарьерного обслуживания. И клиенты с разными потребностями разведены по различным зонам. Транзакции совершаются в операционных окнах. С людьми, которым необходимо получить кредит, открыть депозит или банковскую карту, воспользоваться другими продуктами, требующими консультирования, работает специалист по продажам. Клиенты с высоким уровнем дохода, обслуживаются в зоне Сбербанк-премьер - интересы каждого из них представляет персональный менеджер. Кроме того, у нас есть такая форма работы, как Банк на работе. Теперь наши специалисты по заявке могут приехать на работу клиента, рассказать об услугах банка, дать консультацию, принять заявку на кредит или банковскую карту.
И, конечно, большинство платежных операций мы стараемся перевести в банкоматы и терминалы. Уже сегодня около 70% платежей проходит через удаленные каналы. Кроме того, открываем офисы самообслуживания, работающие круглосуточно.
Совсем скоро, 25 ноября, произойдет другое знаковое событие - мы открываем Центр развития бизнеса. Расположится он в Первой башне на Взлетке, на площади более 600 кв. метров. Помимо банковских услуг, в Центре будут оказываться консультационные, консалтинговые, юридические услуги. Здесь помогут оценить бизнес-проект или составить бизнес план. Мы позиционируем себя как банк-партнер, предлагающий предпринимателям оптимальные финансовые и нефинансовые инструменты развития своего бизнеса.
Подобные центры будут открываться в крупнейших населенных пунктах, где работает наш банк. Кстати, в этом же здании откроется наше достаточно молодое направление зона обслуживания вип-клиентов, уже вторая в Красноярске. Начать построение новых форматов именно с премиум-сегмента мы решили намеренно. Состоятельные клиенты это самая требовательная, взыскательная публика, привыкшая к высоким стандартам, в том числе банковского обслуживания. И эти стандарты мы распространим на всю нашу филиальную сеть.
В качестве одного из значимых результатов, которые мы можем занести себе в актив, - открытие в прошлом году первого за Уралом ЦСКО Енисейский, который занимается обработкой и сопровождением банковских операций и поддержкой клиентов в Красноярском крае, Хакасии и Тыве. Он позволил филиалам уйти от банковских операций и сосредоточиться на работе с клиентами.
- Те новинки, которые приходят в отечественную банковскую сферу, в том числе в Сбербанк, - это свои изобретения или тех-нологии, заимствованные у западных коллег?
- На самом деле, в чистом виде ноу-хау в банковском бизнесе сегодня нет. Конечно, мы собрали лучшие практики западных банков, лучшие разработки из внебанковской сферы из опыта промышленных, инновационных компаний. Мы приглашали и гуру менеджмента и признанных международных технологов и тренеров. В общем, формирование Сбербанка нового качества многоуровневый, многосоставной процесс. Все это делается для того, чтобы клиенты увидели новый банк, который с одной стороны сохраняет традиции надежность, соответствие международным авторитетным рейтингам, доверие и гарантии. С другой стороны, Сбербанк впитал в себя самое современное и технологичное, что есть в кредитно-финансовой среде.
- Что нового происходит непосредственно с продуктами и услугами банка?
- Разумеется, Сбербанк, внимательно следит за тенденциями рынка и постоянно разрабатывает продукты, способные полностью удовлетворить финансовые потребности каждого клиента. Возьмем кредитование бизнеса: сейчас банк готовит к внедрению новый, уникальный для российского рынка, продукт Бизнес-старт: кредит от 100 тысяч до 3-х млн. рублей. Банк дает до 70% от необходимой суммы, 30 процентов - собственные средства предпринимателя. Речь идет о поддержки бизнеса на уровне старт-ап. Мы за последнее время неоднократно поменяли условия по одному из самых популярных продуктов для малого бизнеса кредиту Доверие - без подтверждения целевого использования и без предоставления залога, только под поручительство собственника бизнеса. Он стал выдаваться по технологии Кредитная фабрика, что позволило принимать решение по нему за 2-3 дня. Получив от клиентов обратную связь, что срок кредитования 2 года недостаточный для оборота, увеличили его до 3 лет. И в рамках специальной акции, приуроченной к 170-летию Сбербанка, снизили процентную ставку. Что касается кредитования физических лиц здесь тоже меняем подходы. Ставка устанавливается индивидуально по каждому заемщику, в зависимости от его персональных данных, кредитной истории. Наиболее выгодное предложение мы делаем клиентам, получающим зарплату через Сбербанк.
За этот год банк дважды снизил ставки по потребительским кредитам, увеличил вдвое максимальные размеры кредита, и срок кредитования до 5 лет. Изменения коснулись в этот юбилейный год практически всех банковских продуктов.
Мы считаем, что 170-лет Сбербанка - это повод для приятных подарков нашим клиентам. И приготовили их немало. 12 ноября стартует беспрецедентная программа лояльности. Клиент, расплачиваясь банковской картой за покупки и услуги в торгово-сервисных предприятиях, будет получать бонусы на свой виртуальный счет по курсу: 1 бонус = 1 российский рубль. Накопленные баллы он сможет обменивать на скидки при обращении в магазины, которые являются партнерами программы.
Мы отменили комиссию за первый год обслуживания по всем видам кредитных карт, выпущенных с 5 сентября по 31 декабря 2011 года, те же кредитные карты Сбербанка предоставляют клиентам возможность участвовать в различных бонусных программах наших партнеров. До конца года действует специальная ставка по автокредиту на покупку нового автомобиля - 8,7% годовых.
- Изменение подхода к работе банка как-то сказалось на том, кому вы уделяете наибольшее внимание?
- Мы ценим и уважаем каждого клиента. Каждому предлагаем наиболее приемлемый набор продуктов и дальнейшее их сервисное сопровождения. Например, мы уделили особое внимание самой уважаемой категории наших клиентов пенсионерам, которые много лет верны Сбербанку. Выпустили для клиентов, родившихся 75 лет назад и раньше - бесплатную карту Сбербанк-Maestro Социальная. С помощью карт они могут получать пенсию, через банкоматы и платежные терминалы оплачивать коммунальные услуги, телефонную связь, расплачиваться за покупки в магазинах, получая при этом скидки.
Другая интересная для нас аудитория - молодежь в возрасте от 18 до 25 лет. В октябре стартовала программа Респект от Сбербанка, в рамках которой мы предлагаем им специальные продукты. Карты Visa Classic Молодежная и MasterCard Standard можно получить с 14 лет, причем ее дизайн может быть как стандартным, так и индивидуальным. А кредитную карту с 18 лет. Потребительские кредиты теперь тоже доступны восемнадцатилетним. Вообще мы стремимся к тому, чтобы человек с раннего сознательного возраста обретал наш банк в роли финансового помощника на долгие годы.
- Каким мы увидим Сбербанк через десять лет, когда будет уже 180?
- Сбербанк точно будет значительной международной финансовой корпорацией. Уже сейчас сеть наших дочерних банков не ограничивается Россией и постсоветским пространством. Мы работаем в Китае, Индии, сейчас покупаем банк в Восточной Германии, есть дальнейшие планы на развитие в Восточной Европе, Турции. Это позволит нам успешно конкурировать не только внутри страны, но и в мире. С другой стороны, Сбербанк будет все больше становиться сервисной компанией. Мы будем не просто банком, который продает продукты и услуги, а компанией, которая будет обслуживать все финансовые потоки человека, с возможностью сопровождать финансовую составляющую жизни человека на протяжении всей жизни.
Источник: журнал Деловой квартал 22 от 7 ноября 2011