Лизинг разогнался

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Лизинг разогнался

У большинства участников лизингового рынка Сибири портфель по новому бизнесу за шесть месяцев текущего года уже превысил годовые показатели 2010-го. А по сравнению с первым полугодием прошлого года вырос в несколько раз. Драйверами роста в округе являются лизинг подвижного состава и автолизинг, в том числе спецтехники. Во втором полугодии эксперты ожидают более динамичного роста интереса клиентов к лизингу оборудования, а также обострения конкуренции в сегменте лизинга легкового транспорта, куда активно выходят крупные компании, в том числе такие тяжеловесы, как госигроки.

По данным Российской ассоциации лизинговых компаний, результаты развития рынка лизинга в РФ в 2010 году превзошли наиболее оптимистичные прогнозы экспертов, ожидавших плавное увеличение объемов деятельности лизингодателей и возвращения рынка на докризисный уровень не ранее 2012 года. Объем лизинговых операций за 2010 год в целом по стране увеличился практически вдвое до 610 млрд руб. без учета НДС. (По версии Эксперт РА, объем нового бизнеса составил 775 млрд руб.) Совокупный лизинговый портфель компаний вырос до 910 млрд руб. В 2010 году лизинговыми компаниями было заключено 48 736 договоров. На долю СФО приходилось 8% рынка по объему нового бизнеса, или около 5060 млрд руб., и 9% по количеству лизингополучателей, или около 4 тыс. договоров. По данным Эксперт РА, по итогам первого полугодия 2010 года объем нового бизнеса в целом по рынку составил 255,5 млрд руб., объем полученных лизинговых платежей 159 млрд. Доля СФО в новом бизнесе составила 9,7%, или 24,7 млрд руб.

Новый бизнес дал взрывной рост

По данным Рослизинга, по итогам 2010 года лидерами по объему нового бизнеса в Сибирском федеральном округе, собравшими более 1 млрд руб., были ООО ТрансКредитЛизинг, ООО ТрансФин-М, ЗАО ДельтаЛизинг, ЗАО Сбербанк Лизинг, ЗАО Газтехлизинг, ООО ГК Балтийский лизинг и ОАО Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). По количеству заключенных контрактов Элемент Лизинг, ООО 586, ДельтаЛизинг, ЗАО 520, Каркаде, ООО 498 и Europlan 368. По оценкам экспертов УК Финам Менеджмент, по итогам первого полугодия совокупный объем новых лизинговых сделок в Сибири составил порядка 40 млрд руб.

КС проанализировал итоги деятельности крупнейших компаний, которые работают на территории округа. Главным критерием для нас являлся объем нового бизнеса. Среди компаний, предоставивших информацию о результатах своей деятельности на территории округа, по итогам первого полугодия 2011 года по объему нового бизнеса лидирует ГТЛК. Причем по сравнению с аналогичным периодом прошлого года портфель компании вырос более чем в шесть раз. По данному показателю она уже перекрыла собственные результаты, сформированные в округе по итогам всего 2010 года (2,2 млрд). Как поясняют в ГТЛК, в первую очередь это обусловлено увеличением на территории округа количества сделок с крупными клиентами и активным развитием лизинга подвижного состава. Размеры сделок в этом сегменте значительно превышают размер сделок в сегменте лизинга дорожной и автомобильной техники, где компания активно работала в прошлом году.

На втором месте еще один игрок с госучастием ЗАО Сбербанк Лизинг , у которого новый портфель вырос еще значительнее почти в 20 раз. При этом стоит учесть, что данные о своей деятельности КС предоставили только два структурных подразделения компании: Восточно-Сибирский региональный филиал ЗАО Сбербанк Лизинг, г. Красноярск, курирующий Красноярский край, республики Тыва и Хакасию, а также Сибирский региональный филиал ЗАО Сбербанк Лизинг, курирующий Новосибирскую, Кемеровскую и Томскую области. Поэтому совокупный объем бизнеса компании в Сибири значительнее, и не исключено, что именно этот игрок является лидером окружного рынка по итогам первого полугодия 2011 года. На третьем месте ЗАО ДельтаЛизинг с новым портфелем в 1,5 млрд руб. Компания уже несколько лет лидирует в округе по объему нового бизнеса среди рыночных лизингодателей.

У прочих участников рынка тоже впечатляющая динамика. В три раза вырос портфель у красноярской Лизинговой компании Дельта (по итогам 2011 года 881 млн) и ООО ТрансКредитЛизинг, которое было лидером рынка округа по новому бизнесу по итогам 2010 года (4,26 млрд руб. по семи контрактам). По сравнению с аналогичным периодом прошлого, посткризисного года объем нового бизнеса лизинговых компаний в целом по рынку вырос в несколько раз. Кроме того, стоит отметить, что в 1,52 раза увеличилась средняя сумма лизинговой сделки. Все чаще предприятия вследствие улучшения своего финансового состояния приобретают в лизинг целые комплексы техники и оборудования для реализации своих проектов, комментирует ситуацию экономист Лизинговой компании Дельта Наталия Дергач. В целом по рынку улучшается ситуация с финансированием лизингодателей. Банки снижают проценты, увеличивают лимиты, разрабатывают новые продукты для финансирования лизинговых компаний, т. к. в связи с высокими темпами роста относят их к перспективным клиентам.

Тоже в три раза вырос новый портфель у CARCADE Лизинг в итоге компания за полгода превысила результаты, которых добилась за весь 2010 год (657 млн). В два раза увеличился объем нового бизнеса в Сибири у Europlan. Самый большой портфель сделок был сформирован компанией в Омской и Новосибирской областях 288,6 и 275,98 млн соответственно. В этих регионах портфель вырос в два раза. В три раза объем нового бизнеса компании увеличился в Красноярском крае (до 118,3 млн), более чем в четыре раза в Кемерове (186,2 млн). В итоге текущий портфель лизингодателя в округе увеличился до 12 338 млн руб. (на 1.07.2010 640,6 млн).

Лидеры по объему платежей

По объему лизинговых платежей в Сибири в первом полугодии лидирует ЗАО ДельтаЛизинг 685 млн (на 1.07.10 637 млн). Комментарий по ситуации на момент верстки номера в компании получить не удалось. На втором месте ГТЛК, причем платежи, поступающие в компанию, выросли в 17 раз. Несмотря на то что свою деятельность в качестве лизинговой компании для транспортной отрасли ГТЛК начала только во второй половине 2009 года, после решения правительства РФ о необходимости использования лизингового механизма для стимулирования обновления технических парков и выделения государственного финансирования на эти задачи, динамика роста нашего бизнеса постоянно была очень высокой. ГТЛК стала самым крупным поставщиком техники для строительства, ремонта и содержания дорог. Каждая четвертая комбинированная дорожная машина, произведенная в стране, была передана в лизинг специалистами компании, поясняет директор по развитию бизнеса ГТЛК Владимир Добровольский. Поставки техники в лизинг через ОАО ГТЛК в 2010 году обеспечили 50% от общей плановой потребности в технике дорожно-эксплуатационных предприятий федерального значения. Высокая динамика роста компании сохранилась и в текущем году. Этому способствуют в том числе активный выход ГТЛК на рынок заемных средств и динамичное развитие всех направлений лизинга авиационное и аэропортовое оборудование, железнодорожный подвижной состав, водные суда. Напомним, изначально ГТЛК активно работала в основном по программам с государственным финансированием для дорожных и транспортных предприятий.

На третьем месте по объему платежей в округе ООО ТрансКредитЛизинг, лидировавшее в округе на протяжении нескольких последних лет. На четвертом CARCADE Лизинг, у которой объем платежей вырос в два раза.

Лидеры по заключенным договорам

Лидер по количеству новых контрактов в округе Europlan 587, по сравнению с прошлым годом этот показатель у компании вырос в два раза. За шесть месяцев 2011 года с многочисленными лизингополучателями, российскими предприятиями, организациями и предпринимателями, в целом по России нами было заключено 9350 договоров финансовой аренды транспорта, различной техники и оборудования на сумму более 14,4 млрд руб. ($506,18 млн). Это на 67% больше по сравнению с результатами деятельности компании в аналогичном периоде прошлого года и на 56% опережает темпы роста объема продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в целом по РФ (по данным АЕБ), рассказал КС вице-президент по развитию бизнеса Europlan Александр Михайлов.

На втором месте ЗАО ДельтаЛизинг, компания заключила 539 контрактов. Кстати, в прошлом году именно этот игрок стал лидером по количеству новых договоров. В 2010 году ДельтаЛизинг имела в своем портфеле 927 новых контрактов. Тогда в компании поясняли, что этот показатель достигнут за счет активной работы с клиентами малого и среднего бизнеса. На третьем месте в нашем рейтинге находится компания CARCADE Лизинг, заключившая в 2,5 раза больше договоров, чем за аналогичный период прошлого года (474). В первом полугодии 2011 года в Сибири отмечался рост на рынке лизинговых услуг, обусловленный восстановительными процессами в экономике. После финансово-экономического кризиса предприятия вновь ощутили потребность в обновлении средств производства, в том числе автотранспорта. В качестве одного из стимуляторов роста рынка выступила необходимость обновления устаревшего автопарка, поясняет генеральный директор CARCADE Лизинг Лариса Власова. Как известно, в России сейчас очень остро стоит проблема износа автомобильной техники. Лизинг в свою очередь является одним из самых удобных инструментов обновления автопарка без крупных единовременных затрат.

Самая значительная динамика прироста наблюдалась у ЗАО Сбербанк Лизинг в восемь раз. В Восточно-Сибирском региональном филиале ЗАО Сбербанк Лизинг объясняют резкий прирост стартом бизнеса, так как филиал был зарегистрирован в 2010 году, а работать начал в 2011-м. А в Сибирском региональном филиале ЗАО Сбербанк Лизинг совокупностью факторов (смотри прямую речь).

Несмотря на резкий рост портфеля по новому бизнесу, в ГТЛК сократилось количество заключенных сделок в четыре раза. Изменился характер сделок если в прошлом году в структуре нового портфеля преобладали небольшие сделки, то сейчас увеличился объем крупных. Это свидетельствует о росте доверия лизингополучателей, эффективности комплексной работы ГТЛК и активном развитии лизинга для всех сегментов транспортной отрасли, поясняет Владимир Добровольский.

По потребности государства

По данным Рослизинга, платформой для роста лизингового бизнеса в 2010 году стало оживление, наблюдавшееся в экономике, в частности, двукратный рост лизинга автотранспорта, основного компонента бизнеса независимых частных компаний. Стремительный рост лизинга недвижимости был связан с деятельностью компании Сбербанк Лизинг, оттянувшей на себя более 70% этого сегмента рынка. В Сибирском округе доминировали компании, специализирующиеся на оборудовании и железнодорожном транспорте. Еще одна тенденция 2010 года в структуре лизинга увеличилось видовое разнообразие.

Судя по информации, предоставленной КС участниками рынка, у компаний с госучастием портфель перераспределялся в соответствии нуждами основного акционера и требованием экономики РФ. Так, если у ГТЛК по итогам первого полугодия 2010 года 99,69% нового портфеля занимал автотранспорт, 0,31% дорожно-строительная техника, то по итогам первого полугодия 2011-го 88,46% в новом портфеле занимал уже ж/д транспорт, 10,63% дорожно-строительная техника, 0,5% оборудование для авиационной отрасли и только 0,41% автотранспорт. Как пояснил КС Владимир Добровольский, ГТЛК изначально была призвана стимулировать обновление технических парков предприятий дорожного хозяйства. Затем, в середине 2010 года, программы государственного лизинга были расширены на ряд дополнительных сегментов коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, аэропортовое оборудование. Это задачи государства, которые реализовывались и будут реализовываться ГТЛК в дальнейшем. Изменение структуры лизингового портфеля компании в округе также связано с активным развитием в 2011 году сегмента лизинга подвижного состава. Рост доли лизинга железнодорожного транспорта демонстрирует не снижение доли автомобильной и дорожной техники в структуре портфеля нашей компании, а показывает увеличение объемов именно в ж/д сегменте, где в основном работают крупные клиенты и заключаются крупные сделки. В дорожном и пассажирском хозяйстве всегда преобладал малый и средний бизнес, говорит Добровольский. -Сохранение в структуре портфеля значительной доли дорожно-строительной техники объясняется в первую очередь перспективами и активностью региона в сфере дорожного строительства, а также действием программ государственного лизинга, актуальных по условиям для предприятий дорожного хозяйства.

У ООО ТрансКредитЛизинг по итогам полугодия текущего года, как и в прошлом году, большую часть нового портфеля занимает лизинг железнодорожного транспорта, авиатехники и судов 98,2%. Более детально об особенностях формирования портфеля в компании говорить отказались, отметив, что не могут раскрывать своих клиентов.

В портфеле Сибирского регионального филиала ЗАО Сбербанк Лизинг доля оборудования занимает 36,87% (на 01.07.2010 62,84%), автотранспорт 11,81% (37,16%). В текущем полугодии резко выросла доля в новом портфеле ж/д транспорта и авиатехники 51,26% (было 0%). Это сделки Сибирского регионального филиала с рядом крупных клиентов. На этой территории также проводились сделки центральным офисом компании, поясняет директор Сибирского регионального филиала ЗАО Сбербанк Лизинг Вадим Лузанов. Наша компания является универсальной, мы предлагаем клиентам разных сегментов и отраслей ряд лизинговых продуктов, который постоянно дорабатывается в соответствии с требованиями рынка. Отраслевые драйверы роста рынка лизинга сегодня, на наш взгляд, автомобильный, специальный и железнодорожный транспорт, авиатехника, недвижимость, IT-оборудование, энергетика.

Курс на диверсификацию портфеля

У большинства рыночных игроков в округе сохранилась тенденция к диверсификации нового портфеля. Так, у Лизинговой компании Дельта по итогам первого полугодия 2010 года в новом портфеле 16,1% занимало оборудование, 37,7% автотранспорт, 45,6% другое. (В графу прочее попали геологоразведочная техника, строительная и дорожно-строительная техника, которая частично может относиться и к автотранспорту и к оборудованию.) По итогам полугодия 2011 года 14,7% пришлось на оборудование, 32,8% на автотранспорт, 52,2% на другое. Спрос на лизинговые услуги по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в несколько раз. Лизинг развивается вслед за отраслями экономики, в связи с этим в первом полугодии не наблюдалось какого-то резкого роста в отдельных секторах и изменений в структуре рынка, говорит Наталия Дергач. Доминирующий сегмент работы нашей компании транспорт и специальная техника. Основные усилия сосредоточены в данном направлении. В связи с поддержкой государством модернизации оборудования малых предприятий и предоставления низкой банковской ставки на срок до семи лет для финансирования данных проектов лизинговым компаниям планируем нарастить долю в портфеле лизинга оборудования.

В новом портфеле ООО РЕСО-Лизинг доля автотранспорта выросла на 66,8%, в том числе легковых автомобилей на 133%, грузовых на 4,5%, спецтехники на 142%. Доля оборудования сократилась на 41%. ООО РЕСО-Лизинг входит в группу РЕСО, изначально ориентированную на розничные продажи страховых услуг. Поэтому мы и дальше будем развивать это направление лизингового бизнеса в приоритетном для нас сегменте легкового, коммерческого и грузового автотранспорта, а также дорожной, строительной и специальной техники, комментирует динамику портфеля ведущий аналитик ООО РЕСО-Лизинг Антон Вознюк. Компания ориентируется на сегмент лизинга автотранспорта, развивая это направление и разрабатывая новые продукты (к примеру, Автопродукт 1).

У ГК Интерлизинг в первом полугодии текущего года существенно вырос объем переданной в лизинг сельхозтехники 29,53% (на 1.07.2010 0%) и автотранспорта 64,46% (24,95%). В то же время уменьшился объем сделок по лизингу оборудования 57,87% (83,23%). В итоге лизинг оборудования в новом бизнесе компании по итогам полугодия 2011 года занимает 43% (на 1.07.2010 47%), транспорта 36% (20,68%), с/х техники 9% (0%). На рынке округа в первом полугодии текущего года произошли некоторые изменения в структуре спроса, поясняет руководитель Сибирского дивизиона ГК Интерлизинг Михаил Цыкунов. Если в прошлом году преобладал спрос на оборудование и лесозаготовительную технику, то в этом более активен интерес к лизингу строительной и грузовой техники, также активно развивается сегмент лизинга подвижного состава (ж/д вагоны). Рост лизинга сельхозтехники связан с программой государство по субсидированию этих платежей предприятиям АПК. Кстати, в настоящий момент у нас на стадии завершения находится ряд крупных сделок с лизингом оборудования, так что к концу года портфель по новому бизнесу в компании снова скорректируется.

По итогам первого полугодия 2011 года большую часть в новом бизнесе Europlan занимает грузовой транспорт 402,96 млн руб. За год портфель в этом сегменте вырос более чем в три раза. На втором месте лизинг легковых автомобилей 370 млн. В прошлом году эти два сегмента лизинга также лидировали в новом бизнесе. Как поясняют в компании, серьезный рост лизинга грузового транспорта напрямую связан с потребностями бизнеса в автотранспорте или его замене. Они никуда с кризисом не улетучились, наоборот, возросли после полуторагодовой паузы. Растущие бизнес-потребности компаний стимулируют спрос на авторынке. Соответственно, вместе с ростом спроса на машины увеличивается потребность в том, чтобы находить для этих приобретений финансирование. Лизинг делает покупку транспорта более доступной и экономичной для организаций и индивидуальных частных предпринимателей, способствуя таким образом росту данного рынка, говорит Александр Михайлов. На лизинг транспорта и самоходной техники в истекшем периоде 2011 года пришлось 98% объемов нового бизнеса Europlan. По некоторым видам техники, особенно дорогостоящим, доля продаж с использованием лизинга доходила в хорошие времена и до 80%. По массовым видам, таким как автопогрузчики, до 3050%. В условиях растущего спроса лизинговые компании вновь обратили внимание на развитие лизинга строительной техники. В портфеле Europlan также появился лизинг машиностроительного, металлообрабатывающего и лесозаготовительного оборудования, выросла доля энергетического оборудования. В то же время в новом бизнесе сократилась доля лизинга сельхозтехники.

Нишевый интерес

Впрочем, некоторые игроки сохранили выбранную стратегию развития специализацию.

В новом портфеле CARCADE Лизинг легковые автомобили составили 68% (ранее 67%), грузовой транспорт 32% (было 33%). То есть соотношение сделок по легковому и грузовому транспорту в объеме нового бизнеса практически не изменилось. Стратегическим направлением деятельности CARCADE Лизинг является автолизинг для малого и среднего бизнеса. Компании, имеющие высокую квалификацию в определенном сегменте, способны предложить клиентам уникальные программы с расширенными гарантиями и сервисом. Так, клиенты CARCADE получают специальные условия финансирования плюс дополнительные услуги по страхованию, технической помощи на дорогах, регистрации в ГИБДД, консьерж-сервису в рамках заключения одного договора, говорит Лариса Власова.

Просрочка: вопрос снят

Еще одна положительная тенденция первого полугодия 2011 года на рынке лизинга в Сибири практически решен вопрос с просроченным портфелем, который сформировался у компаний в течение кризисного времени. В ГК Интерлизинг в этом году было реализовано 95% изъятой техники за 2009-й и 2010 годы. Лизинговой компании Дельта также удалось решить вопрос с реализацией всего изъятого имущества. Размер возврата вложенных компанией средств составил порядка 80%. В РЕСО-Лизинг количество изъятых объектов лизинга по сделкам в СФО было относительно невелико. Это имущество реализуется на вторичном рынке или повторно сдается в лизинг. По этому поводу имеются соответствующие договоренности с поставщиками и производителями техники.

Изъятые, в основном в период кризиса, предметы лизинга практически полностью реализованы, в скорой реализации оставшихся двух мини-грузовиков, не бывших в эксплуатации, также нет сомнений, рассказал КС Вадим Лузанов. Доля проблемных активов в нашем портфеле на 01.07.2011 составляет 5,6% (снижена в сравнении с 01.07.2010 на 3,5%). Процент общей задолженности в ГТЛК (не только по СФО) менее 1%. На сегодняшний день в компании не возникало спорных вопросов с реализацией изъятой техники.

В CARCADE Лизинг также отметили, что каких-либо трудностей с реализацией изъятого автотранспорта компания не имеет. За время работы на рынке CARCADE наладила устойчивые связи с партнерами и контрагентами. В первом полугодии 2011 года на территории Сибири у компании возникла потребность в реализации трех изъятых предметов лизинга. Два автомобиля были реализованы в Новосибирске, один в Москве. По этим сделкам возврат вложенных средств составил 100%. В целом по региону проблема просроченной задолженности сейчас стоит менее остро, чем в кризисный период. Лишь единичные лизинговые сделки заканчиваются изъятием предмета лизинга, констатирует Лариса Власова. CARCADE имеет стабильный показатель по проблемным долгам в два раза ниже, чем ориентировочный норматив. Таких низких показателей по просроченной дебиторке компания добилась за счет системной работы по профилактике возникновения задолженности, а не за счет выколачивания долгов. Мы регулярно проводим мониторинг и заблаговременно напоминаем клиентам о сроках оплаты. Кроме того, мы ведем профилактику проблемной задолженности на всех этапах работы: от создания продукта до работы с лизингополучателями.

В планах выйти на докризисный уровень

По просьбе КС участвовавшие в обзоре компании поделились планами своей дальнейшей работы в округе. Рыночные игроки большое внимание намерены уделять совершенствованию своих предложений. В ЛК Дельта планируют заниматься обновлением старых и разработкой новых лизинговых продуктов. Это позволит нам быть более конкурентоспособными, говорит Наталия Дергач. Для того чтобы привлечь клиента, необходимо подчеркнуть отличия и преимущества перед другими участниками рынка.

Компания РЕСО-Лизинг также намерена усиливать свои позиции в Сибирском регионе за счет ввода новых перспективных лизинговых продуктов, улучшения качества и скорости обслуживания лизингополучателей. По итогам 2011 года игрок планирует превзойти докризисные показатели по формированию нового бизнеса. Для Интерлизинга одним из наиболее значимых факторов развития лизинга в Сибири является работа с потенциальными лизингополучателями компаниями с государственными подрядами. Прежде всего это дорожное строительство, разработка новых месторождений, прокладка трубогазонефтепроводов. Соответственно, мы будем готовы предложить им наши продукты, отмечает Михаил Цыкунов.

Компания CARCADE Лизинг ожидает, что объем нового бизнеса ее региональных представительств в Сибири по итогам года увеличится в два раза. При этом естественным ограничителем роста продаж станет нехватка автомобильной техники у поставщиков. Вместе с ростом количественных показателей будут возрастать качество клиентского сервиса и географиче-ская доступность лизинговых услуг. Принципиальная задача компании состоит в том, чтобы территориальная отдаленность региона не сказывалась на качестве и скорости обслуживания клиентов, говорит Лариса Власова. Так, например, лизингополучатели CARCADE с помощью электронного сервиса Личный кабинет могут в режиме реального времени следить за операциями по договорам лизинга, получать необходимые документы и консультироваться с менеджерами компании. Компания намерена и в дальнейшем развивать гибкое финансирование, обеспечивающее возможность настраивать лизинговое предложение под запросы клиентов и потребности их бизнеса. Именно индивидуальный подход сегодня наиболее важен для клиентов CARCADE.

По мнению Александра Михайлова, основными задачами рынка в 2011 году остается поиск надежных платежеспособных лизингополучателей, привлечение новых клиентов и наращивание объема новых сделок. Наши клиенты используют машины, взятые в лизинг, для самых разных целей от служебных машин для представительских целей до коммерческих фургонов для развоза товаров или работ сервисных бригад. Специально для них Europlan разрабатывает новые программы и направления, которые, мы уверены, станут востребованными в условиях жесточайшей конкуренции на рынке лизинговых услуг, поясняет собеседник КС. Мы в Europlan также уверены, что оживление на рынке спецтехники в 2011 году снова вызовет предложение различных способов финансирования. Наши клиенты это различные компании, использующие самоходную технику в самых разных назначениях. От магазинов, использующих погрузчики и штабелеры для логистики и хранения, до складских комплексов и крупных строительных фирм. Последние пользуются целым набором техники: от мини-экскаваторов до кранов и асфальтоукладчиков. Очень популярна коммунальная техника, которой пользуются разные виды бизнеса. По прогнозам специалистов, рынок лизинга автотранспорта вырастет еще на 30%. Мы в свою очередь уверены, что наш рекорд 2008 года в 15 106 переданных в лизинг автомобилей будет превзойден и составит порядка 16 000 ТС на 1 января 2012 года.

Амбициозные планы по дальнейшему освоению рынка и у игроков с госучастием. Так, Восточно-Сибирский региональный филиал ЗАО Сбербанк Лизинг планирует нарастить портфель по новому бизнесу на 50%. А Сибирский региональный филиал ЗАО Сбербанк Лизинг более чем в два раза. В ГТЛК КС также заявили, что будут продолжать активное развитие лизинга дорожной и коммунальной техники. Уже в августе было объявлено о существенном снижении стоимости государственных программ лизинга для предприятий данного сегмента. Также компания сосредоточится на развитии остальных направлений лизинга и программах инновационного развития для дорожного хозяйства, пояснил Владимир Добровольский.

Драйверы роста

По прогнозам Рослизинга, по итогам 2011 года лизингодатели ожидают cохранения положительной динамики роста рынка. Однако из-за исчерпанности эффекта низкой базы темпы роста рынка не превысят 40% в год.

Сохранения наметившейся в первом полугодии динамики роста рынка ожидают все опрошенные КС игроки. По словам Владимира Добровольского, это обусловлено высоким уровнем износа основных средств в стране и потребностью в их модернизации. Лизинг дает возможность компаниям, не обладающим достаточными оборотными средствами, получать требуемое оборудование в случаях, когда у них затруднен доступ к источникам прямого банковского кредитования или имеются иные причины, по которым компания не хочет показывать в своем балансе заемные средства. Росту лизингового рынка содействует стабилизирующаяся экономическая ситуация в стране, а соответственно, и стабилизация финансового состояния лизингополучателей; а также смягчение критериев оценки рисков со стороны лизинговых компаний, говорит собеседник КС. В Лизинговой компании Дельта сохранение темпов роста объема заключаемых сделок связывают с увеличением потребности в услугах лизинга в округе, расширением возможностей лизинговых компаний в получении финансирования и снижением стоимости услуг лизинга. В CARCADE Лизинг полагают, что развитие рынка лизинга в Сибири во втором полугодии 2011 года будет проходить в рамках общефедеральных тенденций. По прогнозам компании, рынок сохранит стабильный рост и закончит 2011 год с положительной динамикой.

В ГТЛК уверены, что драйверами роста рынка по-прежнему будут оставаться сегменты лизинга железнодорожной техники, лизинг авиатехники, лизинг грузового и легкового автотранспорта. То есть сегменты, относящиеся к транспортной отрасли. Огромная территория нашей страны обуславливает ключевую роль транспорта в развитии всей экономики. Для обеспечения полноценной экономической активности каждого региона задействовано большое количество транспортных средств, которые со временем изнашиваются и требуют модернизации. А наиболее удобным и выгодным способом обновления транспортного парка для предприятий является механизм лизинга, уверен Добровольский. В качестве отдельного нового фактора можно выделить аварию теплохода Булгария и крушение самолета в Ярославле. Эти трагедии должны стать импульсом для обширной модернизации речного флота и авиации. Первые шаги в этом направлении уже сейчас озвучены правительством. В ТрансКредитЛизинге ожидают продолжения роста лизинговых портфелей в узких сегментах: железнодорожный подвижной состав, аэродромная техника и авиатранспорт; оборудование. А Лариса Власова считает, что по итогам шести месяцев лидером по количеству заключенных лизинговых сделок в регионе остается сегмент легкового автотранспорта. Крупные федеральные лизинговые компании стремятся выйти на рынок лизинга легковых автомобилей, поскольку данный вид предметов лизинга является наиболее ликвидным. Соответственно, в этом сегменте рынка можно прогнозировать обострение конкуренции, поясняет эксперт.

Коррекция не исключена

Впрочем, участники опроса с осторожностью отмечают, что коррективы в эти планы могут внести кризисные явления, если они все же произойдут. В РЕСО-Лизинг не исключают замедления темпов роста во втором полугодии 2011 года. Уже в начале второго полугодия 2011-го на мировых финансовых рынка большие опасения касательно греческого дефолта, которые двигали мировые котировки на спад и заставляли уходить из рисковых активов. На этом фоне нефть опустилась ниже $80 за баррель марки WTI, что вызвало на российском рынке депрессию. В банковской системе назревает новый дефицит ликвидности. Ответной реакцией в российском банковском секторе может стать повышение ставок по корпоративным кредитам (эта тенденция уже прослеживается. КС), что негативно скажется на стоимости привлекаемых ресурсов, в т. ч. для лизинговых компаний, поясняет Антон Вознюк. За 2010-й и первые полгода 2011 года экономика практически достигла докризисного уровня, и темпы роста, естественно, снизятся плюс внешние факторы, о которых говорилось выше. Один из индикаторов это продажи автотранспорта, которые влияют на данный сегмент в лизинге. За первые полгода 2011 года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) продажи легкового автотранспорта выросли на 57%, за январьавгуст 2011 года рост продаж составил 48% к соответствующему периоду, за август 2011-го к августу 2010 года на 32% (по данным AEB). Наталия Дергач говорит еще об одной актуальной для рынка проблеме: Для лизинговых компаний остро стоит вопрос отмены ускоренной амортизации. В опубликованных Минфином в 2010 году документах о налоговой политике на ближайшие годы ставится под сомнение необходимость применения ускоренной амортизации в лизинговых сделках. Отмена ускоренной амортизации вызовет существенное падение рынка лизинга, для многих это окажется фатальным.

За счет чего (каких продуктов, решений) вырос ваш портфель по новому бизнесу в Сибири в первом полугодии 2011 года в сравнении с первым полугодием 2010-го?

Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса ГТЛК:
ГТЛК активно вышла на рынок лизинга именно в кризисный период середине 2009 года, когда было получено государственное финансирование на реализацию специальных лизинговых программ для предприятий дорожного хозяйства. Увеличение объемов по СФО в 2011 году в сравнении с 2010-м характеризуется активной работой компании с регионом, уникальностью и актуальностью лизинговых программ для отдельных сегментов транспортной отрасли.

Наталия Дергач, экономист Лизинговой компании Дельта (Красноярск):
Основными факторами, оказывающими влияние на формирование нового бизнеса компании, являются индивидуальный подход к каждому клиенту, постоянный мониторинг рынка и потребностей лизингополучателей, разработка и улучшение лизинговых продуктов, предлагаемых компанией, предоставление дополнительных услуг клиентам, в частности, помощь в получении субсидирования.

Сергей Хохлов, генеральный директор ООО ТрансКредитЛизинг:
Портфель вырос за счет привлечения клиентов в области железнодорожного транспорта.

Антон Вознюк, ведущий аналитик ООО РЕСО-Лизинг:
Улучшение и перестройка бизнес-процессов, произошедших во всей компании, положительно отразились на всем бизнесе, в том числе ускорили восстановление после кризиса 20082009 годов. Влияние оказала общая ситуация на рынке лизинга, показывающем почти двухкратный рост, а также ориентирование компании на розничный лизинг в сегменте автотранспорта. Это разработка новых продуктов, маркетинг, работа с клиентами, расширение филиальной сети.

Михаил Цыкунов, руководитель Сибирского дивизиона ГК Интерлизинг:
В первом полугодии 2011 года портфель сформировался за счет старых клиентов и привлечения новых, которых заинтересовали наши новые программы, такие как Экспресс-техника. В ее рамках потенциальный лизингополучатель может получить технику в минимальный срок в течение 34 дней, ну и, конечно, качество обслуживания клиентов. Эти нововведения нам помогли не только выйти на докризисный показатель, но и превысить его.

Лариса Власова, генеральный директор CARCADE Лизинг:
По итогам шести месяцев 2011 года компания CARCADE превысила докризисные показатели по нескольким параметрам, в том числе по стоимости заключенных сделок и объему лизинговых платежей. При этом увеличения продаж удалось достичь не только за счет оживления спроса на рынке автолизинга, но и с помощью внедрения новых продуктов и специальных программ, учитывающих потребности лизингополучателей. В рамках нового лизингового предложения CARCADE минимальный размер первого платежа снизился до 9%, максимальный срок договора лизинга увеличился до 48 месяцев. Компания по-прежнему финансирует сделки по приобретению автомобилей целого ряда самых популярных марок с удорожанием 0%.

Александр Михайлов, вице-президент по развитию бизнеса Europlan:
Europlan осталась верна выбранному 12 лет назад направлению розничного лизинга. В 2011 году мы наблюдаем значительный рост бизнеса, к которому мы подготовились еще во время кризиса. Менеджмент адекватно отреагировал на спад 2009 года, не сокращая персонал, региональную сеть, продолжая работать с новыми источниками финансирования. Все это позволило войти в период начавшего роста более подготовленными. Мы открыли еще несколько офисов, доведя их количество до 51 по России. За шесть месяцев текущего года компания Europlan передала в лизинг 4332 единицы легковых и 4139 единиц грузовых автомобилей, автобусов, специального транспорта и самоходных машин. Техника 336 марок и производителей была закуплена у 1686 организаций дилеров автотранспорта и поставщиков. Лизинговые сделки были заключены во всех семи федеральных округах РФ. Свыше 82% финансирования Europlan воспользовались компании, предприниматели и организации с численностью сотрудников менее 100 человек.

Константин Калугин, директор Восточно-Сибирского регионального филиала ЗАО Сбербанк Лизинг, г. Красноярск:
Достигнутые нами результаты обусловлены собственно открытием Восточно-Сибирского регионального филиала в Красноярске, который курирует Красноярский край, республики Хакасию и Тыва. Самым востребованным у клиентов был лизинг оборудования и спецтехники.

Вадим Лузанов, директор Сибирского регионального филиала ЗАО Сбербанк Лизинг:
На наши показатели повлияли внутренние и внешние факторы. Внутренние это взвешенная ценовая политика, адресная работа с клиентами, индивидуальный подход, оперативное принятие решений. Внешние рост деловой активности на рынке, а также снижение ставок банковского финансирования.
Стоит также отметить, что Сибирский региональный филиал ЗАО Сбербанк Лизинг в текущем году значительно превысил свои докризисные показатели за счет вышеприведенных факторов, а также развития филиальной сети. В первом полугодии 2011 года нами открыты три филиала в Кемерове, Новокузнецке и Томске. Также в 2011 году в отличие от предыдущего нами реализовано несколько крупных сделок с железнодорожным подвижным составом.



Юлия Данилова

Источник: www.ksonline.ru

Читайте также

ЦБ повысил ключевую ставку сразу на 2 п.п.
Сегодня, 26 июля 2024 года, Банк России принял решение повысить размер ключевой ставки сразу на 2 п.п., до – 18% годовых
Альфа-Банк запустил безлимитный сервис внесения изменений в налоговой для бизнеса
Теперь предприниматели могут оперативно обновлять информацию в Федеральной налоговой службе без дополнительных затрат
Дальневосточный банк повысил ставки по двум рублевым вкладам
Дальневосточный банк повысил ставки по рублевым вкладам: «Новые возможности» и «Доходный»
В Альфа-Банке запустили безопасный файлообменник для предпринимателей
В банке создали сервис Альфа-Диск, который позволяет просто, быстро и безопасно передавать конфиденциальные данные
Россельхозбанк запустил акцию «Рецепт для бизнеса»
РСХБ запустил акцию «Рецепт для бизнеса»для владельцев ресторанов и кафе
Доходности по надежным бондам впервые за полгода превысили ставки по депозитам
К концу второго квартала облигационные доходности были уже на 20 базисных пункта выше ставок по депозитам среди банков из топ-10
НАУФОР предложила отказаться от центрального депозитария
Еще ассоциация предлагает усовершенствовать механизм определения тарифов Московской биржи
ЦБ может «обелить» списки юрлиц о случаях или попытках мошеннических переводов
ЦБ учёл опасения банковского сообщества по поводу риска блокировки платежей для честных компаний
Еврокомиссия запретила принимать участие в обмене активами с россиянами
Какие проблемы это создаст для инвесторов