Уставные капиталы страховщиков увеличат
7 апреля Госдума приняла во втором чтении поправки к закону об организации страхового дела, предусматривающие повышение минимального размера уставного капитала страховщиков вчетверо - до 120 млн. руб. Эти изменения входят в пакет поправок об особенностях банкротства финансовых организаций.
Итак, с 1 января 2012 г. минимальный размер уставного капитала страховой компании увеличивается до 120 млн. руб. с сохранением действующих повышающих коэффициентов по видам деятельности. Таким образом, минимальный капитал страховщика имущества составит 120 млн. руб., страховщика жизни 240 млн., перестраховщика или компании, сочетающей страхование с перестрахованием, - 480 млн. руб. Минимальный капитал компаний, специализирующихся на обязательном или добровольном медицинском страховании, остается равным сегодняшним 30 млн. руб.
Поправки также увеличивают срок на принятие решения о выдаче лицензии с сегодняшних 60 дней до 120 дней. Срок на принятие решений в отношении лицензий на дополнительные виды страхования и на перестрахование остается равным 60 дням.
Помимо этого, предложено дополнить пакет документов, необходимых для получения лицензии. Так, соискатели должны будут подтверждать источники происхождения денег, которые вносят в уставный капитал страховщика учредители физлица.
Законопроект накладывает дополнительные ограничения на страховщиков, к которым применены лицензионные санкции. Изменить наименование, место нахождения и почтовый адрес, провести реорганизацию, открыть представительство или филиал в период ограничения или приостановления лицензии страховщик сможет только с предварительного разрешения ФССН.
Финансист попросил красноярских страховщиков прокомментировать принятые поправки с точки зрения их логичности и влияния на рыночную ситуацию.
Валерий Ревкуц, председатель Сибирской Ассоциации Страховщиков, президент ООО КСК Возрождение-Кредит: Безусловно, рынок станет более контролируемый, более консервативный (тем более с учетом сложности и длительности лицензирования). Предпринятые меры, естественно, приведут к еще большей концентрации страхового бизнеса и уходу с рынка значительной части региональных компаний. Вероятен и уход с рынка части отечественных перестраховщиков, сдачи лицензий на перестрахование некоторых страховых компаний. Не думаю, что это хорошо для бюджетов регионов, живущих в регионах граждан, малого и среднего бизнеса. Представительства, да и большая часть филиалов не имеют в регионах полноценного отдела выплат. Это значит, что любой более-менее серьезный вопрос Вам придется решать по переписке, чаще всего с Москвой. Как, впрочем, и при заключении договора страхования. Региональные компании лучше адаптированы к региональному рынку, гибче, оперативнее.
Конечно, увеличить уставный капитал в 4 раза в срок менее двух лет, в кризисный период (а для страховых компаний кризисные процессы и наступают, и преодолеваются со значительным, не менее полугода, запозданием), удастся не всем. Капитализация необходима, но она могла бы быть проведена в более мягком режиме. Тем более, и Минфин неоднократно склонялся к этой точке зрения, уставный капитал 120 млн.руб. (минимально требуемый для универсальной страховой компании) совсем не панацея от неисполнения обязательств страховщиком, от банкротства. Из 9 компаний, так или иначе работавших на рынке Красноярского края, лицензии которых были отозваны в 2009 году, лишь 2 имели уставный капитал менее 120 млн. рублей, в то время как удельный вес компаний с уставным капиталом до 120 млн. рублей на страховом рынке России, согласно данным ФССН, - 55 %.
Теоретически меры, предпринимаемые с целью улучшения качества активов, выглядят адекватно. Остается вопрос как они будут работать. В частности - временная администрация. Ограничения, касающиеся возможности страховой компании, действие лицензии которой ограничено или приостановлено, менять место нахождения и почтовый адрес, проводить реорганизацию, открывать представительство и т.д. без предварительного разрешения ФССН, абсолютно справедливы. Уходить с рынка надо цивилизованно.
Маргарита Филиппова, генеральный директор ЗАО СО Надежда: Большинство региональных страховщиков выступают против указанной законодательной инициативы. Мы считаем, что возможность исполнения страховщиком надлежащим образом принятых на себя обязательств по договорам страхования зависит напрямую от добросовестного и соответствующего установленных законодательством РФ правилам формирования и качественного размещения страховых резервов, а также взвешенной перестраховочной политики, а не размер уставного капитала страховщика.
В случае же если увеличение капитала будет принято, то вероятнее всего, следует ожидать уход новой партии страховщиков, которые не смогут привлечь инвестиционные средства для увеличения своего уставного капитала. Следовательно, если уменьшается количество игроков на любом рынке, то снижается конкуренция на данном рынке. Как правило, это отражается на потребителях, т.к. уменьшается количество альтернативных предложений по страховому продукту, как по цене, так и по составу услуги.
Также пострадают местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ, т.к. на российском страховом рынке большинство страховых организаций относятся к региональным и межрегиональным. При этом каждый такой страховщик уже участвует в социально-экономическом развитии регионов и обеспечивает занятость населения, выполняя различные социально значимые функции.
Евгений И, директор Красноярского филиала Группы Ренессанс страхование: Поправки, повышающие уровень уставного капитала страховых компаний, а также регулирующие процедуру банкротства финансовых организаций приведут к очистке рынка от ненадежных или работающих неэффективно его участников и как следствие усилению темпов консолидации. На первых этапах развития страхования в России требования к минимальному размеру уставного капитала были занижены, что привело к созданию большого числа компаний. Теперь же не имея возможности продать бизнес или оперативно привлечь средства, многие мелкие и средние компании будут вынуждены покинуть рынок. Например, в результате первого этапа повышения уставных капиталов, завершившегося в июле 2004 года, из 1416 компаний с рынка ушло 253 страховщика, на втором и третьем этапах еще порядка 200 компаний. Мы рассматриваем эти процессы как возможность усилить свои позиции, увеличив долю рынка.
Проблема недокапитализации является одной из самых острых для отрасли. На рынке работает большое количество страховых компаний, многие из которых совсем небольшие, не капитализированы и не могут позволить себе существовать самостоятельно. С такими компаниями в основном и связаны скандальные банкротства последних лет. По данным ФССН, сейчас размер уставного капитала более половины страховых компаний не доходит до 120 миллионов рублей, а доля участников рынка с уставным капиталом свыше 480 только 11%. При этом на них приходится 78% собранных премий. А поскольку по взятым на себя обязательствам участники рынка отвечают собственными средствами, включающими в том числе и уставный капитал, то увеличение требований к его размеру позволит повысить надежность отрасли в целом и доверие к ее участникам.
Для обеспечения финансовой устойчивости участников страхового рынка требования к минимальному уровню уставного капитала установлены в большинстве стран мира. В Европе, например, минимальный уставный капитал должен составлять несколько миллионов евро. Таким образом, в результате грядущего увеличения уставных капиталов российских компаний, их минимальный уровень достигнет международных стандартов.
Последний раз обязательное увеличение уставных капиталов проводилось в 2007 году. В результате уже третий год на совокупную капитализацию страхового рынка оказывает влияние только рыночные процессы: добровольное увеличение уставного капитала некоторыми страховщиками и уход компаний с рынка. Ведущие участники рынка способны самостоятельно контролировать свою платежеспособность, к тому же размер их уставных капиталов в десятки раз превышает минимальные требования. Однако для повышения прозрачности рынка и надежности его участников раз в несколько лет необходимо и законодательное регулирование платежеспособности страховых компаний.
Сергей Рабцун, директор Филиала компании РОСГОССТРАХ в Красноярском крае: Тенденцией в государственной политике всех развитых стран сегодня является ужесточение требований к капиталам финансовых институтов и в том числе страховых компаний. Это в полной мере относится и к России. Целями этой гос.политики является, в первую очередь, обеспечение интересов потребителей. Через увеличение размера капитала достигается укрепление финансовой устойчивости и повышение платежеспособности, чтобы страховые компании, во что бы то ни стало, могли выполнять свои обязательства перед страхователями.
Известно несколько способов увеличения размера капитала: 1. Капитализация, когда собственники не изымают прибыль, а направляют ее на увеличение капитала. 2. Увеличение капитала через дополнительные взносы акционеров или привлечение дополнительных акционеров. 3. Сделки слияния, поглощения, присоединения.
В результате такой государственной политики неизбежным является сокращение количества игроков. Кто-то не сможет найти дополнительные источники для увеличения капитала и уйдет с рынка, а кто-то пойдет на объединение с другой компанией.
Вытеснение компаний с рынка будет происходить не по территориальному признаку уйти будут вынуждены мелкие и финансово неустойчивые компании. Нужно иметь в виду, что из 740 страховых компаний на первые 40 приходится более 80% рынка, а реально занимаются страховой деятельностью не более 200 страховщиков. Подавляющее большинство аутсайдеров обладает 1-3 филиалами. Я думаю, что клиенты даже не заметят потери этих бойцов.
Увеличив размеры собственных средств, компании получат возможность расширить свою сеть и тем самым стать ближе к клиенту. А, увеличив свою финансовую устойчивость, они станут надежнее и смогут уверенно отвечать по своим обязательствам.
Портал Финансист
28 апреля 2010