Равнение на пластик

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Равнение на пластик

Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, в 2009 году банки активно развивали свою инфраструктуру, принимающую пластиковые карты. В ряде регионов количество терминалов в торгово-сервисной сети увеличилось почти в три раза, а объем расчетов на 6090%. Кроме того, в большинстве территорий Сибири совсем не кризисными темпами прирастал объем эмитированных кредитных карт. Эксперты объясняют эти тенденции тем, что банки стали активнее внедрять дополнительные сопутствующие сервисы для своих картхолдеров, а также проводить достаточно активную рекламную и просветительскую работу с клиентами, стимулируя их платить за товары и услуги безналом.
Региональные тенденции пластикового рынка

Самый большой прирост эмиссии карт в Сибирском федеральном округе в 2009 году наблюдался в Новосибирской и Омской областях примерно на 19%. В Новосибирске количество эмитированных карт выросло более чем на 380 тыс. штук, причем основной прирост дал пластик VISA около 300 тыс. штук. Картхолдеры по-прежнему предпочитают использовать пластик этой системы при снятии наличности и для расчетов в торгово-сервисной сети. Однако VISA и MasterCard в 2009 году сократили свою долю в структуре расчетов, тогда как Золотая Корона, напротив, увеличила свой вес почти в два раза при незначительном приросте эмиссии. Эксперты связывают этот факт с ростом популярности использования в регионе транспортных и расчетных карт, эмитированных системой.

Отличительной особенностью региона был резкий рост эмиссии кредитных карт почти на 50%. Кроме того, резко выросло количество предоплаченных карт с 0,5 тыс. до 7,2 тыс., то есть на 1692%. Интерес к кредитному пластику эксперты отмечают кризисными явлениями, заявляя, что новосибирцы были вынуждены прибегать к кредиткам, особенно к тем, где оставался действующий грейс-период, для того чтобы закрыть кассовые разрывы в семейном бюджете. Что касается роста интереса населения к предоплаченным картам, то, по словам экспертов, люди вносят предоплату за телефон, за коммунальные услуги, за Интернет и списывают эти суммы на счета поставщиков услуги, когда в этом возникает нужда. Эти карты могут быть напечатаны на картонке или даже виртуальны, но они проходят через процессинг и счета именно как пластик. Подобные карты сегодня выпускает много систем, и людям нравится их использовать, потому что они могут провести оплату в любое им удобное время и на любую сумму в пределах предоплаченного лимита.

В Омской области количество эмитированных карт выросло более чем на 200 тыс. штук, 150 тыс. из них пришлось на долю VISA, 60 тыс. MasterCard. Позиции международного пластика укрепились на всех сегментах рынка, тогда как отечественные системы, и в частности Золотая Корона, продолжили терять рынок. Так, доля Золотой Короны в структуре наличности упала с 27,6% до 19,4%, а в структуре расчетов с 52,2% до 32%. В регионе также наблюдался рост кредитных карт.

В Кемеровской области количество эмитированных карт выросло менее значительно всего на 6,9%, до 2 076 442 штук. Основной прирост также дали международные системы. Наибольшее количество карт в области было эмитировано Сбербанком 36,7%, МДМ Банком 27,3%, Кузнецкбизнесбанком 10,1%.

Как и в Новосибирске, в Кузбассе наблюдался резкий рост эмиссии кредитных карт на 176,7%, с 94,5 тыс. до 262,6 тыс. штук. Это была самая значительная динамика по округу. Лидером по выпуску кредиток был МДМ Банк. Далее с большим отрывом следовал Сбербанк. Кредиты брали, так как зарплаты не хватало, заявили опрошенные КС эксперты, работающие в регионе. Кризис довольно сильно ударил по Кузбассу. Здесь много угольных предприятий, и начали накапливаться долги по зарплате.

В прочих регионах Сибири количество эмитированных карт в 2009 году по сравнению с 2008м практически не изменилось.

В Томской области количество эмитированных карт выросло на 2,8% до 650 868. По оценкам ГУ ЦБ региона, темп прироста существенно сократился. Для сравнения: в 2003-м он составлял 51,7%, в 2008-м 10,3%. Положительная динамика увеличения выпуска карт в 2009 году сохранялась, несмотря на то что поддерживать эту тенденцию становится все сложнее, так как рынок платежных карт в регионе близок к насыщению, констатировали в ГУ ЦБ. При численности населения области 1 043 700 человек (по состоянию на 1.01.10) выпущено 907 339 карт. Основной прирост по эмиссии в регионе дали международные платежные системы свыше 551 тыс. штук (при падении объемов у других игроков). Лидирующее положение в структуре снятия наличности и в структуре расчетов в Томске по-прежнему занимает VISA 75,45% и 82,3% соответственно. Хотя в 2009 году был также отмечен рост популярности использования карт Золотая Корона в торгово-сервисной сети. Доля кредитных карт в области сократилась на 21%, что обусловлено сложной экономической ситуацией.

В Красноярском крае количество эмитированных карт выросло на 2% до 1,849 млрд. Прирост дали международные системы, а также ОРПС. Причем доля ОРПС резко выросла в структуре снятия наличности и в расчетах в торгово-сервисной сети. Доля международных систем в этих сегментах также продолжает расти. В то же время резко упала доля в расчетах у Золотой Короны.

В регионе сократилось число эмитированных кредитных карт на 16%, а сумма операций, произведенных за счет предоставленного держателям карт кредита, упала с 15 818 тыс. до 12 843 тыс. рублей. Отрицательный темп роста на рынке кредитных инструментов говорит об утрате для заемщиков привлекательности предлагаемых кредитных программ, констатируют в ГУ ЦБ Красноярского края. Одновременно с этим кредитные организации сократили предложение на рынке потребительского кредитования. В результате сумма операций, совершенных за счет предоставленного держателям карт кредита, снизилась по сравнению с 2008 годом на 18,8%.

В Алтайском крае на 1 января 2010 года с платежными картами работали 25 кредитных организаций (филиалов), в том числе три региональных банка, которыми выпущено в обращение 888,8 тыс. карт, что ниже аналогичного показателя на 1 января 2009-го на 1,2%, или на 10,9 тыс. единиц. Как отмечают в ГУ ЦБ Алтайского края, причинами сокращения объемов эмиссии стало слияние двух крупных филиалов-эмитентов УРСА БАНКа и МДМ-Банка, в результате чего было закрыто более 25,6 тыс. счетов, находящихся в зарплатных проектах с использованием карт Золотая Корона. К закрытию еще 5 тыс. счетов привело изменение юридического адреса банком Региональный кредит. Влияние на динамику карт в регионе оказал и перевод местного филиала Банка ВТБ 24, занимавшего третье место в крае по объему эмиссии, в операционный офис. После этого банк перестал предоставлять данные по своим оборотам по пластику в ГУ ЦБ региона.

Эмиссию карт сократили все платежные системы за исключением MasterCard, где количество выпущенного пластика выросло почти на 50 тыс. штук. Впрочем, несмотря на это, система потеряла в крае доли на рынке обналичивания средств через банкоматы и на рынке расчетов в торговых точках. Как отмечают эксперты, основным эмитентом MasterCard в регионе выступил Алтайский Сбербанк, который постепенно выводит из своих проектов пластик Сберкарт, заменяя его на международные карты, преимущественно MasterCard.

Появления каких тенденций на рынке пластиковых карт региона в 2010 году вы ожидаете?

Виктория Смоленская, директор Российской платежной системы Золотая Корона:
Ключевым словом, которым можно обозначить основные тренды 2010 года, является слово интеграция. Интеграция на уровне технологий, консолидация на уровне продуктов и бизнеса, кооперация при маркетинговом продвижении будут определять векторы и направления развития пластикового рынка. Важнейшей тенденцией является стремление участников рынка к объединению. Банки, процессинговые центры, платежные системы продолжают объединяться для создания единого платежного пространства. Банки-эквайреры стараются обслуживать большее количество карт различных платежных систем в своей инфраструктуре количество интеграционных проектов растет. При объединении сетей партнеры согласовывают единые правила обслуживания и тарифы, и вследствие консолидации общих возможностей единые тарифы гораздо выгоднее для конечного потребителя держателя карточки. Создаются интегрированные карточные продукты многофункциональные платежные инструменты, которые в полной мере отвечают и запросам рынка на мультисервисные карточки, и поставленной руководителями государства задаче по созданию унифицированных общегражданских карт, дающих широкий электронный доступ к государственным и коммерческим услугам.

Следует также ожидать снижения комиссий за безналичные расчеты от предприятия торговли в пользу банков-эквайреров. Такая тенденция ставит банки в сложное положение и увеличивает сроки окупаемости проектов по развитию эквайринговой инфраструктуры в торговых сетях. Происходит снижение процента выплаты от сумм, перечисляемых предприятием банку-эмитенту по зарплатным проектам. Уже сегодня многие банки-эмитенты соглашаются работать под 0% от суммы зачислений. И для того чтобы заработать, банк-эмитент вынужден предлагать клиенту держателю карточки дополнительный пакет услуг: овердрафты, сервисы дистанционного управления зарплатным счетом, переводы между счетами клиента, возможность управления счетом с сотового телефона. Мы прогнозируем, что будет активизировано сотрудничество торговых сетей и банков, в результате которого появятся новые кобрендовые карточные продукты на стыке программ лояльности и финансовых сервисов.

Дмитрий Погребняк, директор Управления банковских карт Сибирского банка Сбербанка России:
Среди основных тенденций, которые будут актуальны на рынке банковских карт в 2010-м, можно выделить следующие. Во-первых, это развитие удаленных каналов обслуживания карт и расширение набора услуг, предоставляемых с их помощью. Очевидно, что подобные тенденции способствуют снижению затрат на обслуживание клиентов при одновременном повышении его качества, а также уровня доступности. Во-вторых, постоянные клиенты банков получают все больше бонусов и привилегий, это касается и владельцев карт. В частности, для держателей зарплатных карт нашего банка в начале этого года были утверждены специальные льготные условия по всем основным видам кредитов. В-третьих, продолжится активное продвижение кредитных карт. Они представляют собой простой и удобный как для клиентов, так и для банка способ оформления займа. Пока подобная услуга в Сбербанке доступна только обладателям зарплатных карт, но к концу 2010 года планируется распространить ее и на другие категории клиентов.

Марина Кокоулина, директор по розничному бизнесу филиала Новосибирский Альфа-Банка:
На рынке пластиковых карт все больше приобретают популярность кобрендовые карты, то есть совместные карты с двумя или более партнерами. Для клиентов это возможность воспользоваться дополнительными услугами, скидками и бонусами, иными словами, добавленными ценностями. Уже сейчас на долю карт с добавленной ценностью приходится более 50% выпускаемых карт. В 2010 году мы планируем выпустить порядка 300 тыс. кобрендовых карт по стране, держателями 6070% из которых станут новые клиенты нашего банка. Необходимо отметить, что на долю таких продуктов в среднем по году приходится уже не менее 55% эмиссии и 65% торгового оборота по картам.

Юлия Данилова

Источник: Континент Сибирь, 10 (652), Март 2010 года

Читайте также

ЦБ повысил ключевую ставку сразу на 2 п.п.
Сегодня, 26 июля 2024 года, Банк России принял решение повысить размер ключевой ставки сразу на 2 п.п., до – 18% годовых
Альфа-Банк запустил безлимитный сервис внесения изменений в налоговой для бизнеса
Теперь предприниматели могут оперативно обновлять информацию в Федеральной налоговой службе без дополнительных затрат
Дальневосточный банк повысил ставки по двум рублевым вкладам
Дальневосточный банк повысил ставки по рублевым вкладам: «Новые возможности» и «Доходный»
В Альфа-Банке запустили безопасный файлообменник для предпринимателей
В банке создали сервис Альфа-Диск, который позволяет просто, быстро и безопасно передавать конфиденциальные данные
Россельхозбанк запустил акцию «Рецепт для бизнеса»
РСХБ запустил акцию «Рецепт для бизнеса»для владельцев ресторанов и кафе
Доходности по надежным бондам впервые за полгода превысили ставки по депозитам
К концу второго квартала облигационные доходности были уже на 20 базисных пункта выше ставок по депозитам среди банков из топ-10
НАУФОР предложила отказаться от центрального депозитария
Еще ассоциация предлагает усовершенствовать механизм определения тарифов Московской биржи
ЦБ может «обелить» списки юрлиц о случаях или попытках мошеннических переводов
ЦБ учёл опасения банковского сообщества по поводу риска блокировки платежей для честных компаний
Еврокомиссия запретила принимать участие в обмене активами с россиянами
Какие проблемы это создаст для инвесторов