Лизинговый романс
Не секрет, что сегодня практически все финансы поют романсы. Не обошел стороной кризис и такой вид финансовых услуг, как лизинг
Чуть более года назад эксперты констатировали стабильный рост рынка лизинга и предрекали ему ещё более успешное будущее. Сегодня можно говорить о том, что рынок финансовой аренды также не избежал кризисного влияния.
Кризисные волны
Первая волна кризиса накрыла лизинг осенью: кредитные деньги, резко ставшие дефицитом, подорожали не только для заемщиков предприятий нефинансового сектора и физических лиц, но и для лизинговых компаний. Были серьезно нарушены механизмы рефинансирования лизингового портфеля. Номинированный в рублях капитал лизинговых компаний постепенно обесценивался. Кроме того, многие банки стали досрочно отзывать кредиты. Лизингодателям приходилось либо привлекать деньги более дорогие, чем раньше, либо продавать имущество, не дожидаясь окончания контракта. В текущем году финансирование устойчивых лизинговых компаний, способных вести бизнес, было возобновлено.
Вторая волна кризиса кризиса плохих долгов поднимается сейчас. Многие компании-лизингополучатели испытывают трудности в бизнесе, а соответственно, и сложности со своевременной оплатой обязательств. Зимой на портале Финансист появилась рубрика Список реализуемого имущества, в которой в том числе размещаются перечни объектов, продаваемых лизинговыми компаниями. Сегодня рубрика пополняется каждый день. Списки от одной компании могут иной раз зашкаливать за 300 наименований.
Ничего хорошего в этой тенденции, разумеется, нет, так как все мы прекрасно понимаем, что если имущество реализуется, то, скорее всего, его приобретатель - банкрот. Напомним, что, в соответствии с законодательством, при наступлении дефолта лизингополучатель обязан вернуть предмет лизинга с компенсацией обоснованных издержек, что, понятное дело, абсолютно невыгодно. Хотя, по признанию экспертов, встречаются недобросовестные клиенты, которые под прикрытием кризиса стремятся избежать оплаты используемого оборудования или техники.
Лизингодатели же, деньги которых заморожены в массе имущества средней - в это кризисное время - ликвидности, также несут убытки. С целью стимулировать продажи имущества компании даже разрабатывают маркетинговые акции, направленные на повышение спроса. Например, компания Дельта-Лизинг в мае 2009 года запустила акцию Хороша цена к сезону, предоставив в разгар сезона дорожно-строительных работ возможность приобрести качественную технику по ценам существенно ниже рыночных.
Метаморфозы рынка
Однако же, по словам Дениса БЕЛАНА, директора красноярского филиала РК НОМОС-лизинг, самые существенные изменения происходят в психологии менеджеров и коммерсантов: Последние четыре года роста для нас были временем постоянного удвоения лизингового портфеля, как и у всех ведущих компаний. И мы формировали штат сотрудников исходя из того, что нам необходимы опытные кредитные специалисты, которые могут анализировать платежеспособность лизингополучателей и заключать сделки. Сейчас акцент смещается в сторону работы по реализации имущества и работы с дебиторской задолженностью.
Сегодня на рынке почти не совершается новых сделок. По некоторым оценкам, в России около 70% лизинговых компаний остановили финансирование, 25% компаний продолжают финансировать новых клиентов, значительно ужесточив требования к потенциальным лизингополучателям, повысив ставки и сузив продуктовое предложение. Не более 5% компаний продолжают работать приблизительно на тех же условиях, что и до кризиса. В нашем городе, по мнению г-на Белана, сейчас реально получить финансирование только в 5-7 компаниях. Ряд федеральных компаний закрыл свои представительства в столице края. Причем, по мнению Кирилла БОРИСОВА, куратора лизинговых проектов ЛК Механика роста Лизинг, изменение структуры рынка лишь начинается, так как лизинговые компании только-только начали подстраиваться под новые экономические условия в борьбе за выживание.
Приказано выжить
Эксперты сходятся во мнении, что стратегия выживания лизинга в период кризиса - это, прежде всего, работа с должниками: лизинговые компании сосредоточены на сокращении дебиторской задолженности. Реструктуризация портфеля, изменение условий договора все это готовы предложить финансисты своим клиентам. Ведь, повторимся, финансовой организации невыгодны неплатежи и дефолт клиента даже в том случае, если риски полностью закрыты гарантией, поручительством, залогом, авансом и прочим обеспечением. Предлагаемая компаниями реструктуризация, как правило, включает в себя пересмотр графика погашения лизинговых платежей, предполагающий либо получение дополнительного обеспечения, либо повышение процентной ставки или комиссии лизинговой компании. Еще одна форма работы с проблемными клиентами - временная конвертация долга в капитал лизингополучателя, когда лизинговая компания становится со-собственником юридического лица, а после выхода экономики из кризиса пакет акций или доля лизинговой компании продаётся применяется в Красноярске довольно редко, так как распространяется в основном на средние и крупные предприятия.
Однако новые сделки все-таки совершаются. К примеру, по данным представительства ЗАО ДельтаЛизинг в Красноярске, за первые 6 месяцев текущего года в компании было одобрено 26 проектов. При этом особо не выделяются те или иные отрасли экономики. Например, филиалом РК Номос-Лизинг в Красноярске с начала 2009 года были заключены договоры на поставку как сельскохозяйственной техники, так и полиграфического, торгового, специализированного аэродромного оборудования, легковых автомобилей и даже быстровозводимого сборно-разборного здания.
Закручивая гайки
Итак, что сегодня может получить потенциальный лизингополучатель? Во-первых, к его финансовой устойчивости за последний год серьезно ужесточились требования со стороны лизингодателей. В условиях кризиса практически все лизинговые компании, кроме тех, которые изначально практиковали консервативный подход к клиенту, пересмотрели подход к оценке рисков и структурированию сделок с клиентами, в том числе и в сфере малого бизнеса. Если раньше в погоне за клиентом компании сокращали размеры аванса (иногда до нуля), сквозь пальцы смотрели на страхование лизингового имущества, слабо применяли такие формы обеспечения, как залог и поручительство, недостаточно подробно анализировали или вообще не оценивали финансовую платежеспособность клиентов (правда, при высоком авансе и высоких ставках), то сейчас такой подход остался в прошлом. Более того, сегодня лизинговая компания зачастую вынуждена проверять не только лизингополучателей, но и поставщиков по сделке.
Предприятию с плохим финансовым состоянием крайне сложно получить финансовую аренду, даже если оно хочет приобрести наиболее ликвидные активы и готово внести высокий аванс. К слову, минимальный размер аванса тоже вырос и составляет 20% для автомобилей и 30% для спецтехники. Сроки заключения договоров снижены с прежних пяти (а иногда даже и десяти!) до трех лет, а требования к стажу работы компаний-лизингополучателей увеличились как минимум до одного года с момента регистрации.
Сегодня лизинговые компании финансируют только ликвидные активы. Это значит, что подержанный транспорт или любое оборудование б/у сейчас взять в лизинг крайне сложно. Если до кризиса можно было приобрести автотранспорт и технику в возрасте до пяти лет, то нынче это редкость. В лучшем случае лизингодатели готовы финансировать покупку техники в возрасте до трех лет. Практически никто не желает работать с производственным оборудованием. Исключение может быть сделано только в случае высокой кредитоспособности клиента или когда оборудование попадает под гарантии зарубежных экспортных агентств.
По мнению экспертов, приемлемой процентной ставкой на рынке лизинга сейчас можно считать ставку до 26% годовых, что эквивалентно 16-21 % удорожания предмета лизинга в год - в зависимости от размера аванса.
КОММЕНТАРИИ
Татьяна Коробцова, директор представительства ЗАО ДельтаЛизинг в Красноярске: - Мы предпринимаем все усилия, чтобы не допустить перехода клиента в категорию проблемных. В том числе проводим мониторинг состояния бизнеса клиента и прогнозируем развитие его бизнеса во времени с учетом конъюнктуры рынка. Реструктуризация применяется как профилактическая мера возникновения плохого долга. Мы считаем, что в текущей ситуации это один из наиболее эффективных инструментов управления уровнем проблемности компании. Прежде чем прибегнуть к крайним мерам, мы предлагаем клиенту различные варианты выхода из проблемной сделки, в том числе и реструктуризацию. Снижение финансовой нагрузки на определенный период дает клиенту возможность перераспределить и отрегулировать свои финансовые потоки, а когда ситуация позволит, продолжить выплачивать сумму договора. Наша задача помочь клиенту сохранить бизнес, а значит, сохранить самого клиента. Кирилл Борисов, куратор лизинговых проектов ООО ЛК Механика роста Лизинг: - К проблемным вопросам можно отнести вмешательство государства путем изменения законодательства, непосредственно влияющего на актуальность лизинговой услуги. До недавних пор, а именно до 01.01.2009 г., одним из положительных моментов лизинга являлась возможность ускоренной амортизации имущества с применение коэффициента 3. На сегодняшний день в отношении имущества, относящегося к 1-3 группам амортизации, - а это, как правило, не очень сложное и не очень дорогое оборудование и транспортные средства, которые составляют значительную долю в портфеле почти каждой лизинговой компании, - а также в отношении легкового автотранспорта применение такого коэффициента невозможно в силу изменения законодательства. Что, в свою очередь, делает лизинговую услугу менее актуальной и менее конкурентоспособной по сравнению с кредитом или займом. Денис Белан, директор филиала ООО РК НОМОС-лизинг в Красноярске: - В регионах развитие лизинга значительно замедлилось. Есть компании, которые приняли решение о закрытии своих действующих филиалов, есть фирмы, которые отложили выход на краевой рынок. Реально работающих компаний осталось не более 5-7 - оставшиеся занимаются снижением дебиторской задолженности. Во всех произошло ужесточение требований к клиентам, увеличился авансовый взнос и удорожание предмета лизинга. Основной объем сделок проходит по легковому автотранспорту, т.к. автомобили остаются высоколиквидным предметом лизинга. Значительно снизился объем сделок с грузовым транспортом и спецтехникой. На мой взгляд, это связано с тем, что на рынке большое количество предложений по относительно новой, но бывшей в употреблении технике, большая часть которой представляет собой изъятое лизинговыми компаниями имущество. |
Анастасия ПОТЁКИНА
портал Финансист
23 июля 2009