Альфа-Банк: Удаленная идентификация - это новый этап развития банковского обслуживания в России
В начале текущего года президент РФ Владимир Путин подписал закон об удаленной идентификации клиентов банков, который позволяет осуществлять идентификацию потенциальных клиентов банков с помощью биометрических данных (изображение лица, голос). Предусмотренный законом механизм позволит банкам открывать счета, в том числе вклады, выдавать кредиты клиентам-гражданам без их личного присутствия с использованием интернета. Мария Шевченко, главный операционный директор Альфа-Банка, рассказала о новой технологии и ее дальнейших перспективах.
- Как вы оцениваете готовность банковской системы к введению механизмов дистанционной идентификации клиентов - физических лиц?
Комплексно оценить готовность банковской системы может только Центральный Банк. На наш взгляд, на текущий момент есть ряд открытых вопросов, которые должны быть доработаны как со стороны регулятора и ПАО «Ростелеком», так и со стороны банков.
- Решены ли все законодательные, финансовые, технические задачи для запуска механизма дистанционной идентификации клиентов - физических лиц?
Нормативные документы, документы по взаиморасчетам и технологические механизмы проработаны и протестированы в значительной степени, но пока еще не до конца.
- Как, по-вашему, мнению, будет выстроена технология и инфраструктура дистанционной идентификации клиентов - физических лиц?
Технология процессов удаленной идентификации разрабатывается централизованно ПАО «Ростелеком» совместно с Центральным Банком. Банки также принимают активное участие в разработке процедур и нормативной документации.
Процесс удаленной идентификации будет построен следующим образом: первоначально клиент должен будет обратиться в свой банк обслуживания для регистрации в ЕСИА и размещения биометрического шаблона. Впоследствии, если клиент захочет обратиться за услугами другого банка через интернет, банк предложит клиенту пройти удаленную идентификацию по биометрическим параметрам.С интернет-страницы банка клиент будет переведен на сайт Госуслуг, где клиент авторизуется под логином и паролем своего личного кабинета, а затем приложение Госуслуг запишет видео и определенную фразу. Запись пройдет сверку с размещенным ранее шаблоном биометрии. При достаточной степени схожести идентификация будет считаться успешной. Банк сможет предложить клиенту тот или иной розничный продукт и заключить соглашение с помощью простой электронно-цифровой подписи.
- Когда можно ожидать запуск такого продукта?
Законодательно полностью удаленное обслуживание банки смогут предлагать с 30 июня 2018 года. При этом предоставление розничных продуктов и сроки запуска определяются решением каждого банка.
- Будет ли запущена технология дистанционной идентификации клиентов - физических лиц в вашем банке? Будет ли банк принимать клиентов, идентифицировавшихся в другом банке?
Альфа-Банк планирует запустить сервис удаленного привлечения клиентов в начале 2019 года. Мы видим потенциал в технологии удаленной идентификации, и будем разрабатывать розничные продукты для дистанционного привлечения клиентов через интернет.
- Готовы ли сами клиенты к такой процедуре? За какой срок она будет принята и освоена рынком?
Предварительные опросы клиентов Альфа-Банка говорят о потенциальной заинтересованности клиентов в подобных продуктах. Предполагаем, что процедура удаленной идентификации будет востребована и получит широкое распространение в горизонте 3-х лет.
- Как вы видите перспективы внедрения дистанционной идентификации клиентов - физических лиц?
Клиенты заинтересованы в том, чтобы получать необходимый финансовый сервис как можно быстрее и удобнее. В связи с этим идентификация по биометрическим параметрам дает большие возможности банкам для оказания своевременного и удобного сервиса клиентам и ускорение получения необходимых продуктов и услуг клиентами.
- Что даст банкам, клиентам внедрение дистанционной идентификации клиентов - физических лиц?
Клиенты получат гибкость и возможность выбирать наиболее выгодные условия в различных банках, а также возможность получить продукт в любое время, где бы клиент ни находился.
Банки, в свою очередь, получат дополнительный канал для привлечения новых клиентов на обслуживание, а также оптимизацию расходов, связанных с процедурами личной идентификации Клиентов и заключения договоров обслуживания.
- Какое влияние в среднесрочной и отдаленной перспективе окажет внедрение дистанционной идентификации клиентов - физических лиц на банковский, потребительский рынок? На экономику страны в целом (экономико-футуристические прогнозы приветствуются)?
Удаленная идентификация - это новый этап развития банковского обслуживания в России. В перспективе нескольких лет банки могут полностью перевести свою продуктовую линейку в дистанционные каналы обслуживания. Гибкость и доступность различных банковских продуктов усилит конкуренцию между банками, но и нацелит их на разработку интересных предложений, как для новых клиентов, так и на удержание на обслуживании существующих клиентов. Возможно, что конкурентная борьба за клиентов перейдёт в область маркетплейсов.