Жители Красноярского края продолжают жаловаться на мисселинг
Сергей Журавлев, управляющий Отделением Красноярск Банка России, комментирует:
Продуктов, которые приобретают введенные в заблуждение клиенты, — множество, а подменяют ими чаще всего банковский вклад. При этом зачастую люди даже не осознают, что им продают «подменный» продукт, и понимают это, только когда хотят забрать деньги, но не могут.Банк России поэтапно ужесточает правила продажи сложных финансовых продуктов, чтобы исключить ситуации подмены и сделать их покупку понятной и прозрачной для потребителей. Так, с конца марта 2022 года начали действовать новые условия и порядок реализации накопительного и инвестиционного страхования жизни. Полисы НСЖ и ИСЖ, которые люди зачастую приобретают вместо вклада, теперь становятся действующими только после уплаты первого взноса, а период охлаждения — срок, когда можно отказаться от полиса, — увеличился до 1,5 месяцев по договорам с регулярными взносами и до 30 дней с единовременным. Продавец обязан предоставлять статистику доходности по этим продуктам и рассказывать об основных рисках и возможных финансовых потерях. Эти новшества касаются только договоров со страховой премией не выше 1,5 млн рублей.
С 1 июля 2022 года вступает в силу Указание Банка России с новыми требованиями по продаже финансовых продуктов с инвестиционной составляющей. По новым правилам банки будут обязаны информировать клиентов об особенностях и рисках инвестиционных продуктов, о том, что доход по ним, в отличие от вкладов, не гарантирован и вложения не застрахованы. При этом сотрудник банка должен все это сказать клиенту устно, и то же самое клиент прочитает в своем договоре. За нарушение этих правил предусмотрены жёсткие надзорные меры. Регулятор может выносить предписания о приостановке продаж финансовых продуктов, в случае грубых нарушений банку поступит требование выкупить такие продукты у клиентов по цене приобретения.
Подать жалобу на участника финансового рынка можно через интернет-приемную Банка России.