Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Верховный суд показал способ «сбросить» чужой долг

Верховный суд РФ поддержал тезку должника в иске против энергосбытовой компании, пытавшейся взыскать долг по неверным, как было признано, персональным данным; более того, суд счет обоснованным обращение истца за компенсацией морального ущерба. Детали дела приводятся в материале «Российской газеты».

Поводом для тяжбы стало то, что энергосбытовая компания обратилась в суд за приказом о взыскании долга не с того потребителя, который в действительности задолжал ей, а с его однофамильца и полного тезки. Такая путаница — довольно распространенная в России проблема, отмечает издание.

Испортили репутацию

По судебному приказу приставы списали с банковского счета истца сумму, составлявшую долг его тезки. Пострадавший гражданин не смог урегулировать ситуацию другими способами и подал к энергосбытовой компании иск о защите субъекта персональных данных, причем потребовал не только возврата денег, но и компенсации морального ущерба. Истец подчеркнул, что компания в отсутствие законных оснований (тезка не имеет отношения к должнику, не заключал договора с компанией и т. п.) распространила его персональные данные и причинила ему материальный и моральный ущерб — списала деньги и испортила репутацию.

Истец, в частности, потребовал, чтобы сведения, которые фигурировали в запросе энергосбытовой компании на выдачу судебного приказа о взыскании долга, были признаны порочащими его честь и достоинство, а также чтобы компанию обязали прекратить хранение, обработку и передачу его персональных данных и опровергнуть порочащие его сведения «путем отзыва судебного приказа».

Районный суд не принял иск, но апелляционная, кассационная инстанции в Верховный суд встали на сторону пострадавшего. Так, было признано, что энергосбытовая компания как оператор персональных данных не удостоверилась «надлежащим образом в действительности и подлинности персональных данных, указанных в заявлении о выдаче приказа», а затем имела место незаконная передача персональных данных истца в суд и приставам. Результатом стало «необоснованное взыскание с истца, а также размещение соответствующих сведений о нем как о должнике» на сайте Федеральной службы судебных приставов.

Поставщик энергии и приставы пытались оспорить в судебном порядке взыскание с них морального ущерба, но Верховный суд в рамках этого разбирательства установил, что предъявление человеку, не являющемуся должником, исполнительного листа и размещение информации о нем на сайте территориального управления ФССП доставило ему моральные страдания и опорочило его имя, следует из материала «РГ».

Откреститься от долга

Напомним, что ФССП осенью прошлого года создала онлайн-сервис для решения проблемы с «двойниками» должников: человек, которого сочли должником по ошибке, может сообщить об этом через специальную электронную форму. У него запросят документы для однозначной идентификации: копию паспорта, СНИЛС, ИНН. Судебный пристав-исполнитель, возбудивший исполнительное производство, должен будет отменить все наложенные на гражданина ограничения, а если были списаны или удержаны деньги — принять меры для их возврата.

Кроме того, законодатели приняли инициированный уполномоченным по правам человека в Ленинградской области Сергеем Шабановым закон с перечислением документов, по которым надо идентифицировать должника во избежание путаницы из-за совпадений, но, как можно понять из материала «РГ», он пока не заработал полноценно с учетом отсутствия всего комплекса необходимых подзаконных актов.

В феврале этого года сообщалось, что Генпрокуратура проводит проверки по всей России в связи с массовыми жалобами граждан на их ошибочную идентификацию в качестве должников.

Источник: Banki.ru
Тэги:

Читайте также

ВТБ снизил ставки по кредитам для среднего и малого бизнеса
Вслед за корректировкой ключевой ставки Банком России ВТБ снизил ценовые параметры по стандартной линейке кредитных продуктов для малого и среднего бизнеса
Дальневосточный банк расширил возможности модуля «Кредиты» в системе ДБО «iBank»
Дальневосточный банк расширил возможности модуля «Кредиты» в системе ДБО «iBank»
Две трети россиян хотят сделать ремонт меньше чем за миллион рублей
Две трети россиян (67%) хотят отремонтировать жильё, потратив менее 1 млн рублей
Сибирский Сбербанк профинансировал строительство недвижимости на 34 миллиарда рублей
Отделения Сибирского Сбербанка за семь месяцев 2022-го года заключили с застройщиками сделок на финансирование строительства жилой недвижимости на общую сумму более 34 млрд рублей
Сбербанк снизил первоначальный взнос по ипотеке без подтверждения дохода
Сбербанк продолжает снижать минимальный первоначальный взнос по ипотеке
Банк «Левобережный» снизил ставку по кредитам на любые цели до 5,5% годовых
Банк «Левобережный» предлагает воспользоваться специальным предложением  по потребительскому кредитованию до 1,5 млн рублей на срок до 5 лет
«Нетмонет» и Аеон Девелопмент придумали сервис чаевых для застройщиков премиум-класса
В премиальном сегменте девелопмента начал работу сервис безналичных чаевых, который ранее использовался только  в ресторанах и индустрии красоты
«Универсальная карта» АТБ в лидерах рейтинга лучших кредитных карт России в августе 2022 года
Аналитический портал «Бробанк.ру» определил по комплексной оценке лучшие кредитные карты для оформления в августе 2022 года
Домклик упростил процесс проведения межрегиональных сделок без ипотеки
Сервис недвижимости Домклик от Сбера упростил процесс проведения межрегиональных неипотечных сделок
ВТБ: клиенты чаще всего платят по СБП в магазинах одежды и автосалонах
Число C2B-транзакций корпоративных клиентов ВТБ в Системе быстрых платежей (СБП) во втором квартале 2022 года по сравнению с первым выросло в пять раз