В России изменится система натурального возмещения по ОСАГО
В частности, у потребителя появится право получить компенсацию стоимости износа от страховой компании в дополнение к первичной выплате, осуществленной на основании независимой технической экспертизы. Опция будет доступна в случае, если автовладелец сам организовал ремонт своего транспортного средства на той станции, которая ему такую услугу оказала.
«Текущий порядок получения страховой выплаты мы старались не менять, а дополнить. То есть, когда страховая компания имеет возможность при наличии станции технического обслуживания принять решение и направить автомобиль на ремонт по натуральному возмещению, она направляет. Однако в случае, если у страховой компании, как сегодня часто случается, нет возможности направить на ремонт автомобиль клиента и выплачивается страховое возмещение, то после получения страховой выплаты потерпевший может сам провести ремонт, если хочет, и с этим получает право обратиться к страховщику за дополнительной выплатой в пределах величины износа», — объяснил Евгений Уфимцев.
Он отметил, что средний возраст автомобилей российского парка растет и сейчас составляет около 15 лет. В большинстве автомобилей износ превышает 50%, и при расчете экспертом суммы страховой выплаты с учетом износа она будет выше той суммы, которую сейчас может получать человек на руки.
Кроме того, президент ВСС и РСА рассказал о порядке выплат по ОСАГО за скрытые повреждения авто.
«Мы постарались сделать простой и прозрачный порядок, который сейчас не прописан в законе, а в нашем проекте он есть — возможность уведомить страховую компанию в случае выявления скрытых повреждений и получить повторную выплату», — сказал Евгений Уфимцев.
Сейчас, по данным ВСС, около 95% автовладельцев получают выплаты по ОСАГО, а не натуральное возмещение. Это связано с тем, что у многих страховщиков нет договоров со станциями техобслуживания или они не могут выполнить ремонт в установленные законодательном сроки. Доля получающих натуральное возмещение по ОСАГО (то есть ремонт за счет страховщика) снизилась с 15% в 2019 году до 5% в 2024-м. При этом многие автовладельцы предпочли бы именно натуральное возмещение, поскольку не хотят заниматься ремонтом сами. К тому же полученная выплата часто оказывается существенно меньше, чем стоимость ремонта.