В Красноярском крае «Почта Банк» незаконно отказался вернуть страховку клиенту и после суда заплатил почти в три раза больше
В Управление Роспотребнадзора обратился житель Ачинска с жалобой на отказ банка вернуть часть страховой премии при досрочном погашении кредита. Потребитель погасил заем за 2 месяца вместо 5 лет и попросил вернуть ему страховку. Но сотрудник банка ввели его в заблуждение относительно существа сделки, услуга страхования была потребителю просто навязана. В итоге «Почта Банк» получил за эти нарушения штраф в размере 110 тысяч рублей.
Дважды сотрудники кредитной организации пытались оспорить штрафы, но суды дважды подтверждали законность и правомерность мер, принятых Управлением. Тогда представители Роспотребнадзора решили защитить интересы потребителя другим способом.
Они подали в суд иск с требованием к банку вернуть 90 тысяч рублей страховой премии, заплатить за моральный вред и дополнительный штраф за отказ добровольно устранить нарушение. Всего получилось 136,5 тыс. рублей. Суд удовлетворил и этот иск. Таким образом банк должен выплатить клиенту почти в 3 раза больше, чем должен был вернуть изначально — 246,5 тыс. рублей.
«Банк обязан вернуть потребителю часть страховой премии по договору страхования за вычетом суммы страховой премии, исчисляемой пропорционально времени, в течение которого действовало страхование (при отсутствии страховых случаев)», — напомнили в Роспотребнадзоре.
Позднее пресс-служба Почта-Банка прокомментировала порталу «Финансист»:
В случае полного досрочного погашения кредита страховую премию за неиспользованный срок действительно можно вернуть, но только в том случае, если договор страхования был оформлен с целью исполнения обязательств по кредитному договору - страховка напрямую связана с кредитом. Для этого клиенту нужно обратиться с соответствующим заявлением в страховую компанию, предоставив необходимые документы. Если же финансовая защита оформлялась как дополнительная услуга, независимо от договора потребительского кредита, то такие страховки не подлежат возврату. В описанной ситуации у клиента был заключен именно такой договор страхования, поэтому неиспользованная на момент погашения кредита страховая премия не подлежала возврату.
Решение о заключении договора страхования или подключении других дополнительных услуг принимается клиентом самостоятельно. Если же вы подключили страховую программу, но потом передумали, у вас есть возможность расторгнуть договор, написав заявление в страховую компанию в течение т.н. «периода охлаждения» (14 дней). Очень важно внимательно изучать документы перед их подписанием и задавать волнующие вопросы консультантам. Все условия, связанные со страховкой, содержатся в договоре, который подписывает заемщик. К договору страхования приложена памятка, в которой четко и понятно описаны преимущества программы и права застрахованного. Одновременно с этим обращаем внимание, что страховка к кредиту имеет свои плюсы и преимущества для заемщика: она дает гарантии своевременного погашения долга перед банком в непредвиденных обстоятельствах: внезапная потеря работы, болезнь и т.д.