В АРБ обсудили будущее малых и средних банков
21 октября во время Открытой дискуссии: «Банкизация или дебанкизация России? Есть ли будущее у малых и средних банков России?», которую провел президент Ассоциации российских банков, академик РАН ГарегинТосунян, выступил председатель правления Челябинвестбанка, член Совета АРБ Сергей Бурцев, который, прежде чем назвать причины, мешающие эффективно развиваться региональным банкам, отметил, что «нынешняя банковская система ориентирована на банки с госучастием, которые фактически монополизировали рынок».
Он подчеркнул, что основной проблемой развития региональных банков является доступ к ресурсам, в том числе к участию в госпрограммах. Важны вопросы честной конкуренции между крупными банками с государственным участием и частными региональными игроками: «Драматические изменения состоят в том, что нынешняя банковская система ориентирована на банки с госучастием, которые фактически монополизировали рынок. Выглядит так, что все нормативные акты и законы пишутся исходя из их интересов или интересов государства, забывая о том, что в России есть еще и коммерческие банки», - отметил Бурцев.
Для региональных банков остро стоит проблема доступа к ресурсам и фондированию. Их часто не допускают к участию в госпрограммах по кредитованию, создают неоправданные требования при работе по выдаче гарантий. Бурцев отметил, что «при участии в конкурсах и государственных программах банк рискует своими деньгами, поэтому к госпрограммам кредитования можно допустить вообще все кредитные организации, чтобы клиент получил возможность выбора и выгоду от снижения цен за счет конкуренции».
Крупные банки хотят развивать только свои экосистемы, не допускают к своим проектам банки-партнеры на выгодных условиях, часто допускают элементы недобросовестной конкуренции. Особенно это касается навязывания услуг, мисселлинга, нарушения законодательства о рекламе и персональных данных, искажение расчета полной стоимости кредита - перечислил основные признаки недобросовестной конкуренции Бурцев. Он привел как пример систему мгновенных переводов, где малые и средние банки подключились одними из первых, но крупные банки приходят фактически последними и не торопятся при этом включать в свои справочники переводов малые и средние банки. А в таких случаях ускоренная разработка (раньше сроков, чего просит регулятор) и внедрение региональными банками технологий становятся бессмысленными.
Также у региональных банков есть проблемы с взаимодействием с органами государственной власти.
Бурцев рассказал о наличии сложностей при подключении к системе Росреестра для проверки и регистрации сделок, при проверке паспортов, о внезапных отключениях банков от сервисов налоговой инспекции. Часто банкам могут не предоставлять техническую поддержку, не предоставляют стенды тестирования, не доводят важную информацию в период смены форматов отправки сообщений, с задержкой от двух недель до года могут заключать с банками соглашения. Но критика в адрес банков или штрафы могут появляться уже на следующий день в случае невыборки лимитов или невыполнения требований законодательства.
«Мы понимаем, что многим государственным организациям проще решить проблему с тремя крупными банками с госучастием, чем с остальными 300», - отметил Бурцев. Он обратил внимание на непропорциональность штрафов, когда крупный банк получает штраф за нарушение на миллион рублей (чаще от ЦБ – на 30 тыс рублей), а средний банк может получить штраф от ИФНС на 100 миллионов за одну техническую ошибку, в результате которой никто не пострадал.
Банкир привел пример со списком публичных должных лиц, для получения которого многие банки вынуждены платить раз в год миллион рублей (список нужен для выполнения требований законодательства о противодействии легализации). «Но даже миллион рублей для небольшого банка – это большая сумма», - отметил Бурцев.
Он подчеркнул, что основной проблемой развития региональных банков является доступ к ресурсам, в том числе к участию в госпрограммах. Важны вопросы честной конкуренции между крупными банками с государственным участием и частными региональными игроками: «Драматические изменения состоят в том, что нынешняя банковская система ориентирована на банки с госучастием, которые фактически монополизировали рынок. Выглядит так, что все нормативные акты и законы пишутся исходя из их интересов или интересов государства, забывая о том, что в России есть еще и коммерческие банки», - отметил Бурцев.
Для региональных банков остро стоит проблема доступа к ресурсам и фондированию. Их часто не допускают к участию в госпрограммах по кредитованию, создают неоправданные требования при работе по выдаче гарантий. Бурцев отметил, что «при участии в конкурсах и государственных программах банк рискует своими деньгами, поэтому к госпрограммам кредитования можно допустить вообще все кредитные организации, чтобы клиент получил возможность выбора и выгоду от снижения цен за счет конкуренции».
Крупные банки хотят развивать только свои экосистемы, не допускают к своим проектам банки-партнеры на выгодных условиях, часто допускают элементы недобросовестной конкуренции. Особенно это касается навязывания услуг, мисселлинга, нарушения законодательства о рекламе и персональных данных, искажение расчета полной стоимости кредита - перечислил основные признаки недобросовестной конкуренции Бурцев. Он привел как пример систему мгновенных переводов, где малые и средние банки подключились одними из первых, но крупные банки приходят фактически последними и не торопятся при этом включать в свои справочники переводов малые и средние банки. А в таких случаях ускоренная разработка (раньше сроков, чего просит регулятор) и внедрение региональными банками технологий становятся бессмысленными.
Также у региональных банков есть проблемы с взаимодействием с органами государственной власти.
Бурцев рассказал о наличии сложностей при подключении к системе Росреестра для проверки и регистрации сделок, при проверке паспортов, о внезапных отключениях банков от сервисов налоговой инспекции. Часто банкам могут не предоставлять техническую поддержку, не предоставляют стенды тестирования, не доводят важную информацию в период смены форматов отправки сообщений, с задержкой от двух недель до года могут заключать с банками соглашения. Но критика в адрес банков или штрафы могут появляться уже на следующий день в случае невыборки лимитов или невыполнения требований законодательства.
«Мы понимаем, что многим государственным организациям проще решить проблему с тремя крупными банками с госучастием, чем с остальными 300», - отметил Бурцев. Он обратил внимание на непропорциональность штрафов, когда крупный банк получает штраф за нарушение на миллион рублей (чаще от ЦБ – на 30 тыс рублей), а средний банк может получить штраф от ИФНС на 100 миллионов за одну техническую ошибку, в результате которой никто не пострадал.
Банкир привел пример со списком публичных должных лиц, для получения которого многие банки вынуждены платить раз в год миллион рублей (список нужен для выполнения требований законодательства о противодействии легализации). «Но даже миллион рублей для небольшого банка – это большая сумма», - отметил Бурцев.
Читайте также
СДМ-Банк представил новый пакет РКО «Накопительный»
СДМ-Банк запустил пакет расчетно-кассового обслуживания «Накопительный» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
ИТ-соревнования ВТБ победили в двух номинациях премии «Хакатоны России»
Сразу четыре ИТ-соревнования ВТБ стали лауреатами национальной премии «Хакатоны России — 2024»
Россельхозбанк предлагает золотые инвестиционные монеты
Красноярский филиал Россельхозбанка предлагает приобрести золотые инвестиционные монеты
ВТБ в Сибири: объем автокредитования в июне вырос на четверть
ВТБ в Сибирском федеральном округе в июне провел 5,2 тысяч сделок на сумму 4,7 млрд рублей
Солид Банк присоединился к реализации программы долгосрочных сбережений
Солид Банк совместно с партнером АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» начал реализацию накопительно-сберегательного продукта
При поддержке ВТБ пройдет литературная премия группы компаний «Литрес»
Банк ВТБ выступит генеральным партнером VIII сезона литературной премии «Электронная буква – 2025», организованной группой компаний «Литрес»
Индекс мороженого: ВТБ проанализировал цены и статистику потребления
ВТБ назвал регионы, в которых живут самые большие любители мороженого
Эпоха дорогих денег в России подходит к концу
Эксперт Сорокина: повышение ставок больше не снижает темпы инфляции
В ЦОДах запретят заниматься майнингом
Ко второму чтению в законопроект о ЦОДах включили создание реестра дата-центров
Долги по микрозаймам предложили защитить от продажи коллекторам
Депутаты из фракции ЛДПР подготовили изменения в закон о микрофинансовых организациях