ЦБ: жалоб на мисселинг и навязывание дополнительных услуг стало меньше

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

ЦБ: жалоб на мисселинг и навязывание дополнительных услуг стало меньше

В 2024 году Банк России  получил 338 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов. Люди меньше жаловались на навязывание дополнительных услуг и мисселинг, больше — по поводу кибермошенничества и блокировок счетов и переводов.

Благодаря мерам поведенческого надзора Банка России в 2024 году на 45,2% сократились жалобы на навязывание дополнительных услуг при кредитовании в банках. Это повлияло в том числе на снижение количества жалоб в потребительском кредитовании.

В сегменте микрофинансовых организаций (МФО) число жалоб на навязывание уменьшилось в 2,1 раза. Кроме того, люди реже жаловались на недостоверную информацию в кредитной истории — на 38,7% и мошенничество — на 19,1%. В целом за 2024 год число жалоб на МФО снизилось на 22,1%.

Случаи мисселинга сократились более чем в 2 раза. Тренд на снижение начался после того, как в 2023 году Банк России был наделен полномочиями приостанавливать продажи, при которых были нарушены правила информирования людей.

Жалоб на страховщиков стало меньше на 30%, в основном за счет того, что изменилась процедура оспаривания коэффициента бонус-малус (КБМ). Раньше значительная доля всех жалоб на ОСАГО приходилась на шаблонные жалобы по проверке коэффициента. Их за плату оформляли посредники, хотя граждане могут самостоятельно и бесплатно исправить КБМ. Его можно узнать в личном кабинете на сайте Национальной страховой информационной системы и там же оставить обращение в случае несогласия со значением коэффициента. К концу года такие шаблонные жалобы практически перестали поступать в Банк России.

Из-за того, что преступники постоянно изобретают новые способы хищения денег, жалоб на банки по поводу кибермошенничества стало больше в 1,8 раза. Для решения этой проблемы регулятор обязал блокировать банковские карты и доступ к онлайн-банкингу гражданам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных средств — дропперством. Банки также должны приостанавливать на два дня  подозрительные переводы. Однако такая мера негативно сказалась на динамике жалоб, потому что число обращений, связанных с блокировкой банками переводов и счетов, выросло в 2,2 раза. При этом по большинству обращений банки подтвердили, что такие счета использовались для обмана людей.

Михаил Мамута, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, отметил:

Хорошая новость этого года в том, что жалобы на навязывание и мисселинг продолжают снижаться, а значит, кредитные и микрофинансовые организации становятся более клиентоориентированными. Но, как это обычно бывает, есть и не очень хорошая новость — это, конечно, рост жалоб на мошенничество. Мы принимаем дополнительные меры для борьбы с ним. Уже с 1 марта 2025 года каждый гражданин сможет на портале „Госуслуги“ установить в своей кредитной истории запрет на заключение договоров потребительского кредита (займа) с банками и МФО. С 1 сентября услуга будет доступна в МФЦ. Это позволит человеку обезопасить себя от ситуации, когда мошенники оформляют на его имя кредит либо когда человек действует под их влиянием.

Источник: Банк России
Тэги:

Читайте также

ВТБ проанализировал финансовое поведение супругов
Ежедневно участниками семейного банка ВТБ становятся около 15 тыс. человек
ВТБ: Рынок рублевых сбережений вырос почти на 7% в первом полугодии
По оценкам ВТБ, объем рублевых сбережений в России за январь–июнь увеличился на 6,9%
Жители Красноярского края и Хакасии могут воспользоваться сервисом «Неипотечная сделка»
Сервис «Неипотечная сделка» поможет покупателям недвижимости минимизировать риски при покупке квартиры на первичном и вторичном рынке.
Повышение МРОТ до 60 тысяч рублей обернется коллапсом экономики
Предложение лидера “Справедливой России” Сергея Миронова о трехкратном увеличении МРОТ, до 60 тыс. руб., звучит громко
Россельхозбанк обеспечил готовность Платформы цифрового рубля
Россельхозбанк объявил о запуске в промышленную эксплуатацию Платформы цифрового рубля
ВТБ заключил первую сделку с участием центра поддержки инвесткредитования Корпорации МСП
ВТБ заключил первое кредитное соглашение под индивидуальную гарантию Корпорации МСП с участием Центра поддержки инвестиционного кредитования
РСХБ разработал цифровой подбор средств защиты растений
Россельхозбанк представил новый сервис подбора средств защиты растений (СЗР) на платформе «Своё Фермерство»
Использование банковских карт — правила безопасности
Использование банковских карт — правила безопасности
АТБ подготовил памятку с правилами безопасного использования платежной карты
Cуд при­знал экс-ру­ко­во­ди­те­ля бан­ка «Пуш­ки­но» банк­ро­том
7 июля 2025 года Арбитражный суд Московской области признал бывшего заместителя председателя правления банка «Пушкино» Алексея Ращупкина банкротом
Семьям после 10 лет брака предложили бесплатно выдавать земельные участки
Группа депутатов фракции ЛДПР во главе с председателем партии Леонидом Слуцким предложила бесплатно предоставлять земельные участки