ЦБ проработает с банками идею ИИ-помощников для сложных продуктов
Банк России обсудит с рынком инициативу создать равноудаленного ИИ-помощника, который будет объяснять клиентам ключевые аспекты сложных финансовых продуктов, заявила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на «Финополисе 2025».
ЦБ уже протестировал технологию с узким кругом банков и увидел ее «хорошие перспективы», пояснил журналистам в кулуарах руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.
Такое предложение во время сессии высказал совладелец Совкомбанка Сергей Хотимский. По его словам, ИИ-помощник мог бы, в частности, обращать внимание потребителя на отличие продукта от принятых стандартов: например, ипотечного или автокредитования.
Сейчас потребителям нужно разбираться в многостраничных соглашениях, чтобы выяснить особенности и «подводные камни» продукта. Как отметил Хотимский, лишь немногие действительно анализируют документы, проверяют их с юристами перед подписанием. ИИ-помощник мог бы упростить и ускорить ознакомление с договорами для клиентов и повысить прозрачность.
«Есть столько оговорок, есть столько других подводных камней, которые там в 300 страницах документа, и это тогда не онлайн-услуга, вы это должны читать несколько дней, еще осмысливать. То здесь какой-то нужен помощник, потому что над финансовым продуктом у вас там работает целая команда специалистов», — объяснила Эльвира Набиуллина.
Она поддержала инициативу Хотимского и предложила обсудить ее с другими участниками рынка. При этом глава ЦБ подчеркнула, что такой ИИ-помощник не должен быть подконтролен продавцу.
Как уточнил Мамута, уже протестированный помощник «понятным человеческим языком объясняет потенциальному покупателю депозита или кредита, на что ему нужно обратить внимание». При этом он может сравнивать не только со стандартами, которые существуют не для всех продуктов, но и с простыми аналогами, которые не содержат дополнительных условий — «референсами».
Сейчас ЦБ уже запустил расширенный пилот технологии с участием порядка десяти банков с «большими базами», сказал он. По словам Мамуты, регулятор хочет постараться провести испытание за 6-9 месяцев, а затем выпустить технологию на рынок.
«Помощник» может быть на отдельном сайте, а затем каждая финансовая организация разместит на своем сайте QR-код, «перейдя по которому человек сможет получить информацию именно с проверенного ресурса». Сервис будет «подсвечивать» до пяти ключевых отличий продукта от референса или стандарта и прикладывать ссылку, перейдя по которой пользователь сможет прочесть все дополнительные условия более подробно. При этом задать дополнительные вопросы ИИ по продукту клиент не сможет — «пока мы исходим из того, что это будет готовый ответ». В отделениях организаций «то же самое будет выдаваться на бумаге».
«Это для рынка тоже выгодно, потому что стандартизация плюс такое информирование — это то, что позволяет нам при успешной реализации проекта не использовать другие меры, которые явно более жесткие. Например, как во многих странах, регулятор могут приостанавливать продукт, если не видят в нем клиентской ценности», — считает Мамута.
ЦБ еще не решил, на какой «нейтральной базе» будет работать помощник, уточнил он.
Источник: Frank Media