ЦБ хочет обязать банки передавать данные в кредитные бюро онлайн

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

ЦБ хочет обязать банки передавать данные в кредитные бюро онлайн

Банк России предлагает обязать банки передавать данные в кредитные бюро в режиме реального времени для борьбы с кредитным мошенничеством — ЦБ второй квартал подряд фиксирует снижение ущерба граждан от социальной инженерии в общем объеме похищенных мошенниками денег, но по факту ситуация не улучшается; некоторые случаи мошенничества с социальной инженерией пока не попадают напрямую в статистику регулятора, например схемы, когда мошенники убеждают гражданина оформить на себя несколько кредитов в разных банках и перевести им полученные деньги, пишут  «Ведомости», ссылаясь на мнение первого замглавы департамента информационной безопасности ЦБ Артема Сычева, высказанное им в кулуарах форума Antifraud.

По его словам, бюро кредитных историй (БКИ) должны получать информацию о выданном кредите в режиме реального времени — практически в момент зачисления денег на счет клиента. Тогда следующий банк, к которому обратится гражданин еще за одним кредитом, увидит только что выданную ссуду. Такая мера сможет удержать граждан от увеличения долговой нагрузки, а банки — обезопасить от невозвратных ссуд. Сейчас по закону кредиторы обязаны отправлять данные в БКИ не позднее пяти дней с момента выдачи, с 2022 года этот срок сократится до трех рабочих дней, а с середины 2024 года — до двух.

На практике часть банков передает информацию в БКИ на ежедневной основе, но основная часть — в течение двух — трех дней или дольше, сообщили в Объединенном кредитном бюро (ОКБ): срок зависит от технологического совершенства их автоматизированной банковской системы, и сокращение сроков передачи позволит снизить ущерб не только от мошенничества, совершаемого средствами социальной инженерии, но и от других типов кредитных мошенничеств. «Эквифакс» также готов работать в таком режиме. В Национальном бюро кредитных историй (НБКИ) не согласились с коллегами: сейчас НБКИ предоставляет сервисы, которые фиксируют заявки в режиме онлайн, и предупреждает об этом кредиторов и субъектов кредитной истории, но такие сервисы не должны стоять в центре борьбы с кредитными мошенниками, они могут только дополнять меры, принимаемые кредиторами и регулятором.

В кредитных организациях считают, что более оперативные данные о выданных кредитах в БКИ могли бы снизить количество мошеннических случаев, но есть проблема «первой заявки»: если с выявлением повторных обращений за кредитом сложностей нет, то первая заявка вызывает меньше подозрений. С учетом текущей технической оснащенности мошенников предлагаемая ЦБ мера вряд ли поможет переломить растущий тренд обмана с помощью социальной инженерии. Также банки испытывают сложности из-за отсутствия онлайн-сведений о выдаче кредитов в БКИ: это позволяет не только совершать такие мошенничества, но и злоупотреблять клиентам, массово оформляющим несколько кредитов почти сразу.

Источник: Banki.ru
Тэги:

Читайте также

Красноярский «АК БАРС» Банк отмечает 20-летие
С 12 июля 2005 года банк работает на территории Красноярска
Сувениры, спонтанные развлечения и покупки: ВТБ выяснил, какие траты в отпуске сибиряки признали бесполезными
По данным опроса ВТБ, в отпуске сибиряки считают лишними траты на покупку сувениров (62%)
ЦБ с 1 июля вводит лимиты на выдачу автокредитов
Ограничения не повлияют на возможность россиян взять кредит для покупки автомобиля, уточнили в финансовом учреждении
ВТБ ищет имя для котёнка леопарда
ВТБ запускает голосование по выбору имени котёнка дальневосточного леопарда
Кредитные карты в РФ становятся нишевым продуктом
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), количество выданных кредитных карт в России за январь – май 2025 года сократилась на 51,4% г/г
В России появится новый тип вкладов
С 1 июля 2025 года в России появятся новые банковские продукты: социальный счет и социальный вклад
Доллары США со скидкой можно купить в Дальневосточном банке
Доллары США со скидкой можно купить в Дальневосточном банке до 31 июля 2025 года
Акционеры ВТБ избрали новый состав Консультационного совета
Розничные акционеры ВТБ избрали пятый состав Консультационного совета акционеров (КСА)
Минцифры потратит почти 3 млрд рублей на развитие электронного взаимодействия
По мнению экспертов, это связано с ростом цен на отечественный софт
Плата за гудки. Россияне обсуждают новую систему тарификации мобильной связи
Новый порядок тарификации телефонных звонков ввели некоторые мобильные операторы