Принят и одобрен закон о риск-ориентированном подходе в «антиотмывочном» законодательстве
Госдума приняла в третьем чтении закон о риск-ориентированном подходе к обязательному контролю в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Об этом сообщает ТАСС, уточняя, что документ был инициирован группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.
Закон подготовлен в связи с появлением концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной президентом РФ 30 мая 2018 года. В ней была поставлена задача повысить эффективность контроля за выполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и специалистами, входящими в эту систему, «антиотмывочного» законодательства с применением риск-ориентированного подхода.
В законе, в частности, указывается, что риск-ориентированный подход к обязательному контролю будет применен к операциям с денежными средствами, к сделкам с недвижимостью, иным имуществом, а также купле-продаже драгметаллов и драгкамней.
Риск-ориентированный подход предусматривает отнесение деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей к определенному уровню риска, правила и критерии которого определяются надзорным органом по согласованию с Росфинмониторингом. Банки будут сообщать данные о движениях по счетам, связанных с соответствующими операциями.
Согласно документу, Росфинмониторинг организует и проводит дистанционный мониторинг исполнения подконтрольными организациями и ИП обязательных требований, результаты которого передает надзорным органам и учреждениям и Банку России. Результаты мониторинга он сможет использовать самостоятельно при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в этой сфере в отношении подконтрольных организаций и ИП, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы или учреждения.
По мнению авторов документа, дистанционный мониторинг и передача его результатов надзорному органу и ЦБ позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований, внедрить систему управления рисками в контрольно-надзорной деятельности со снижением административной нагрузки на бизнес, а также качественно повысить эффективность и оптимизировать контрольно-надзорную деятельность.
Согласно поправкам, Росфинмониторинг совместно с соответствующими контрольными (надзорными) органами, адвокатскими и нотариальными палатами субъектов РФ, саморегулируемыми организациями аудиторов на основании отдельных соглашений, заключенных между ним и соответствующими органами, определяет объем и порядок представления информации, необходимой для контроля (надзора), через личные кабинеты соответствующих контрольных (надзорных) органов, адвокатских и нотариальных палат субъектов РФ, СРО аудиторов.
В случае отсутствия контрольно-надзорных органов в сфере деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации контролирует Росфинмониторинг. Эти организации и индивидуальные предприниматели должны быть поставлены на учет в Росфинмониторинге в порядке, установленном правительством РФ.
Контроль и надзор в отношении адвокатов осуществляется адвокатскими палатами субъектов РФ, а в отношении нотариусов — нотариальными палатами субъектов РФ. При организации контроля (надзора) этими органами и организациями применяется риск-ориентированный подход.
Закон вступит в силу по истечении 15 дней со дня его официального опубликования.
Совет Федерации позже в среду сообщил об одобрении закона, регулирующего внедрение дистанционных методов в области финансового мониторинга. «Регулируется внедрение дистанционных методов в области финансового мониторинга. Устанавливается риск-ориентированный подход, определены субъекты этой деятельности, повышается роль и значение саморегулируемых объединений аудиторов, нотариальных и адвокатских палат», — указано в материале.
Закон подготовлен в связи с появлением концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной президентом РФ 30 мая 2018 года. В ней была поставлена задача повысить эффективность контроля за выполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и специалистами, входящими в эту систему, «антиотмывочного» законодательства с применением риск-ориентированного подхода.
В законе, в частности, указывается, что риск-ориентированный подход к обязательному контролю будет применен к операциям с денежными средствами, к сделкам с недвижимостью, иным имуществом, а также купле-продаже драгметаллов и драгкамней.
Риск-ориентированный подход предусматривает отнесение деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей к определенному уровню риска, правила и критерии которого определяются надзорным органом по согласованию с Росфинмониторингом. Банки будут сообщать данные о движениях по счетам, связанных с соответствующими операциями.
Согласно документу, Росфинмониторинг организует и проводит дистанционный мониторинг исполнения подконтрольными организациями и ИП обязательных требований, результаты которого передает надзорным органам и учреждениям и Банку России. Результаты мониторинга он сможет использовать самостоятельно при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в этой сфере в отношении подконтрольных организаций и ИП, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы или учреждения.
По мнению авторов документа, дистанционный мониторинг и передача его результатов надзорному органу и ЦБ позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований, внедрить систему управления рисками в контрольно-надзорной деятельности со снижением административной нагрузки на бизнес, а также качественно повысить эффективность и оптимизировать контрольно-надзорную деятельность.
Согласно поправкам, Росфинмониторинг совместно с соответствующими контрольными (надзорными) органами, адвокатскими и нотариальными палатами субъектов РФ, саморегулируемыми организациями аудиторов на основании отдельных соглашений, заключенных между ним и соответствующими органами, определяет объем и порядок представления информации, необходимой для контроля (надзора), через личные кабинеты соответствующих контрольных (надзорных) органов, адвокатских и нотариальных палат субъектов РФ, СРО аудиторов.
В случае отсутствия контрольно-надзорных органов в сфере деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации контролирует Росфинмониторинг. Эти организации и индивидуальные предприниматели должны быть поставлены на учет в Росфинмониторинге в порядке, установленном правительством РФ.
Контроль и надзор в отношении адвокатов осуществляется адвокатскими палатами субъектов РФ, а в отношении нотариусов — нотариальными палатами субъектов РФ. При организации контроля (надзора) этими органами и организациями применяется риск-ориентированный подход.
Закон вступит в силу по истечении 15 дней со дня его официального опубликования.
Совет Федерации позже в среду сообщил об одобрении закона, регулирующего внедрение дистанционных методов в области финансового мониторинга. «Регулируется внедрение дистанционных методов в области финансового мониторинга. Устанавливается риск-ориентированный подход, определены субъекты этой деятельности, повышается роль и значение саморегулируемых объединений аудиторов, нотариальных и адвокатских палат», — указано в материале.
Читайте также
Выгодная тройка: самые прибыльные полугодовые рублевые вклады, июнь 2025

Рассмотрим ТОП-3 вкладов на 6 месяцев на 750 тысяч рублей с условием оформления в отделениях банков Красноярска
ВТБ внедряет новые методы защиты клиентов по биометрии
ВТБ внедряет подтверждение операций в онлайн-банке по государственной биометрии
ФАС и ЦБ обсуждают новые санкции за недобросовестную банковскую рекламу
ФАС предложила ввести оборотные штрафы для банков за рекламные нарушения
Сбережения россиян к концу 2025 года приблизятся к 70 триллионам рублей
По итогам первого полугодия портфель привлеченных средств физлиц в российских банках увеличится до 61 трлн рублей
Россияне заработают на вкладах в 1,5 раза больше, чем в прошлом году
По прогнозам ВТБ, в первом полугодии 2025 года вкладчики смогут заработать около 4 трлн рублей процентных доходов по сберегательным продуктам
ВТБ запустил выездной сервис для бизнеса в новых регионах РФ
ВТБ запустил выездной сервис для предпринимателей в Луганске, Донецке и Мариуполе
РСХБ планирует вложить в АПК в 2025 году свыше 2 трлн рублей
Финансирование аграриев со стороны Россельхозбанка в этом году превысит 2 трлн рублей
ВТБ присоединился к новой программе льготного кредитования МСП в сфере городской экономики
ВТБ, ВЭБ.РФ и Корпорацией МСП заключили трехстороннее соглашение
В России появился первый инвестфонд для добычи криптовалют
Минимальная сумма входа составляет 5 млн рублей при доходности от 49% годовых
Решетников объяснил причины укрепления рубля
Решетников: укрепление рубля связано с недостатком спроса в экономике из-за ДКП