НСПК запустила систему поощрения банков за возврат денег жертвам мошенников
С 1 ноября Национальная система платежных карт (НСПК) запустила межбанковское поощрение через сервис «Добрая воля», с помощью которого кредитные организации могут добровольно вернуть похищенные у граждан средства. Размер поощрения составит 5% от суммы возврата, но не более 5 тысяч рублей. Комиссии в пользу НСПК отсутствуют, передают «Ведомости» слова представителя компании.
Технически «Добрая воля» работает через платформу диспутов НСПК — ее участники могут добровольно договориться о возврате средств без привязки к конкретному переводу. Таким образом, банк-получатель платежа, который заблокировал перевод в адрес мошенников, может добровольно перевести эти средства пострадавшему, напомнили в газете слова руководителя управления претензий и возврата Т-банка Алексея Дианова.
В НСПК уверены, что сервис сможет повысить уровень защиты граждан. Вице-президент по клиентскому опыту и работе с претензиями Газпромбанка Наталья Бедретдинова отмечает, что работа банка-получателя похищенных средств требует от последнего времени и усилий для возврата денег, а потому его работа должна быть соответствующе оценена. Однако, по ее словам, размер вознаграждения, ограниченный суммой в 5 тысяч рублей, скорее, символический, но он указывает на признание работы банка.
Внедренный механизм имеет важный социальный эффект и повышает доверие к финансовой системе в целом, констатирует начальник центра безопасности финансовых операций «ОТП банка» Рустам Габитов. К такому выводу он приходит, исходя из того, что «Добрая воля» делает возврат технически возможным, сокращает операционные издержки сторон и является дополнительным фактором по снижению рисков дропперства.
С момента запуска механизма «Добрая воля» банки вернули гражданам 145 млн рублей, но, согласно статистике ЦБ, только за шесть месяцев текущего года похитили у граждан и компаний почти 13,2 млрд рублей — сумма возвратов при этом оставила только 6,4% или 850 млн рублей.
Вместе с тем председатель «Финансовых инноваций» Роман Прохоров обращает внимание, что мониторинг мошенничесикх действий в крупных банках автоматизирован, а потому сделать его «более тщательным» для получения вознаграждения сложно, но в то же время мера может стать стимулом для малых банков, если с ее помощью мотивировать их сотрудников, задействованных в антифрод-процессах.
Ранее в «Сбере» представили пилотную программу, направленную также на снижение числа пострадавших от мошеннических действий. Банк стал проводить профилактические беседы с дропперами с целью возврата гражданам украденных у них денежных средств. В результате некоторые дропперы стали самостоятельно писать заявления об ошибочном переводе, сообщал ранее зампредправления «Сбера» Станислав Кузнецов. Тогда же он добавлял, что за неполный 2025 года «Сберу» удалось вернуть со счетов дропперов 2,4 млрд рублей, которые были похищены со счетов пострадавших в других банках.
Источник: Frank Media