Сбербанк: около 30% физических лиц, имеющих просрочку по кредиту, не возвращают долг умышленно
Сегодня, 26 октября, Восточно-Сибирский банк Сбербанка России совместно с Федеральной службой судебных приставов, рассказал о состоянии дел в сфере плохих долгов физических и юридических лиц кредитным организациям. По данным управления ФССП России по Красноярскому краю, за два года, прошедшие со дня официального старта кризиса в нашей стране, долги жителей Красноярского края перед банками выросли в 3,3 раза. В первые 3 квартала этого года у краевых приставов на исполнении числилось 72 808 исполнительных производств на сумму почти 14 миллиардов рублей, из них на физические лица пришлась большая часть – 71 902 – производств на сумму в 11 миллиардов 334 миллиона рублей. В отношении физических лиц фактически исполнено 4 999 исполнительных производств на общую сумму 151,2 миллиона рублей.
Елена Ловандо, заместитель руководителя управления ФССП РФ Красноярского края отметила: «Сегодня сумма долгов настолько велика, что пора об этом говорить серьёзно. Мы никогда не стояли на пути карательного органа, поэтому стараемся помочь тем, кто действительно попал в тяжёлую жизненную ситуацию. Однако, по опыту знаем, что зачастую деньги у людей есть, просто они не хотят исполнять свои обязательства».
В этом году дознавателями Управления ФССП России по Красноярскому краю возбуждены уголовные дела в отношении 10 должников за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности перед финансово-кредитными организациями в соответствии со статьёй 177 УК РФ.
Как отмечают эксперты, совершенствуются как методы борьбы с неплательщиками (запрет на выезд за рубеж, арест имущества, в том числе и жилья, взятого в ипотеку), так и взаимоотношения между сторонами процесса. Так, именно со Сбербанком в прошлом году Служба приставов начала эксперимент по обмену информацией посредством электронного документооборота, а в этом году такое взаимодействие налажено со всеми коммерческими банками. Электронный документооборот серьёзно экономит время для службы и минимизирует шансы должника на возможность увода средств. Так, при наличии вклада неплательщика в Сбербанке, при исполнении судебного решения, принудительное списание со счёта происходит в течение 3 часов.
Однако, акцентировала внимание присутствующих Наталья Лихторович, заместитель председателя Восточно-Сибирского банка, банки вовсе не стремятся как можно быстрее довести дело «плохого» заёмщика до уровня судебного. В частности Сбербанк активно работает с реструктуризацией долгов как юридических, так и физических лиц. Хотя, по наблюдениям экспертов банка, порядка 30% заёмщиков физических лиц не возвращают заёмные средства умышленно. Не лучше обстоит дело и среди юридических лиц (общий объём просроченной задолженности перед банком 6,4 миллиарда рублей, что составляет примерно 10% от всего портфеля кредитов юр.лицам).
Но в целом работа по реструктуризации приносит свои позитивные плоды. Так в 2009 году и в первые 10 месяцев года текущего было заключено почти 4000 договоров по реструктуризации долгов на общую сумму 2 миллиарда рублей. Когда досудебные разбирательства проблему не решают, банк, безусловно, подаёт в суд, однако и здесь организация готова рассматривать варианты заключения мирового соглашения дабы остановить судебное производство. По мировым соглашениям за последний год банку было возвращено 300 миллионов рублей.
Сбербанк, понимая социальную значимость проблемы плохих долгов, разработал и почти готов запустить акцию по снижению долговой нагрузки на заёмщиков, испытывающих сложности. Однако пока подробности не оглашаются, старт акции анонсируется на 1 ноября.
Источник: Портал «Финансист»