Экосистемы могут обязать ввести «период охлаждения» в 14 дней
В совещаниях по регулированию экосистем на площадке АНО «Цифровая экономика», проходивших начиная с мая 2021 года, принимали участие представители как регуляторов (в том числе Минэкономразвития, Минцифры, ЦБ, Роспотребнадзора), так и бизнес-сообщества — в частности, «Сбера», «Яндекса», Ozon, Wildberries, МТС. По итогам встреч был выработан перечень предлагаемых норм. Его направили в Центр компетенций федпроекта «Нормативное регулирование цифровой среды», где идет работа над изменениями в законодательство по работе экосистем и маркетплейсов.
Отправку письма подтвердили в АНО «Цифровая экономика», а его получение — в Центре компетенций. В последнем подчеркнули, что предлагаемые нормы будут учтены при подготовке изменений в законодательство. В МЭР подтвердили, что результаты по итогам встреч в АНО «Цифровая экономика» подведены, напомнив, что именно ведомство было инициатором их организации.
Один из наиболее крупных блоков итогового перечня разработанных мер регулирования касается защиты прав потребителей. В частности, предлагается закрепить за клиентом право отказаться от подписки в течение 14 дней, в случае если он не начал пользоваться услугами, говорится в итоговом документе. Сейчас неважно, воспользовался потребитель цифровым сервисом в рамках подписки или нет, — он обязан заплатить за нее. «Период охлаждения» уже действует (например, на страховом рынке), и теперь предлагается распространить его на договор при оформлении подписок, пояснили в АНО «Цифровая экономика».
Кроме того, в документе предлагается обязать экосистемы и цифровые платформы сообщать клиенту об очередном списании денег, делить рассылки на рекламу и необходимые уведомления, а также включить самозанятых в перечень возможных заявителей на получение сертификата соответствия продукции. В Агентстве стратегических инициатив подтвердили востребованность проработки вопроса о доступе работающих на себя к продажам через маркетплейсы.
Выработанные меры также касаются защиты персональных данных пользователей, ограничения таргетированной рекламы, уточнения антимонопольного и налогового законодательства, защиты российских экосистем на зарубежных рынках.
Для оценки эффективности предложения, предусматривающего «период охлаждения», необходимо ознакомиться с деталями такого предложения, заявил замначальника управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора Андрей Пучковский. Он подчеркнул: сегодня потребитель уже может отказаться от любой приобретенной услуги и вернуть денежные средства за вычетом понесенных исполнителем расходов на любом этапе сделки, никаких ограничивающих сроков у потребителя нет. Расходы при этом должны быть обоснованными, и очень часто они просто пропорциональны срокам пользования услугами.
Таким образом, предлагаемое нововведение может как улучшить (если отказ в течение 14 дней позволит вернуть всю сумму предоплаты), так и ухудшить положение потребителя (если ограничит его в уже установленных правах), резюмировал Пучковский. Он подчеркнул, что многие другие предложения по регулированию экосистем в целом соответствуют ожиданиям потребителей и будут поддержаны ведомством.