Банкам уточнили правила участия в цифровых инновациях
Как пояснил председатель думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков, новые нормы позволят таким банкам продолжать цифровые эксперименты, несмотря на формальную реструктуризацию. В частности, речь идёт о переводе замороженных активов в специально созданные юридические лица — такую возможность предусмотрел закон 2022 года.
В то же время запрет на участие в ЭПР по-прежнему сохраняется для юрлиц, проходящих слияние или разделение, если эти процессы не связаны с санкционной адаптацией. То есть только те банки, которые используют реорганизацию как способ реагировать на внешние ограничения, смогут инициировать или продолжать участие в правовых экспериментах.
ЭПР дают банкам возможность временно обходить часть регуляторных требований при внедрении цифровых сервисов — например, в области дистанционной идентификации, обработки данных, безопасности и борьбы с мошенничеством. По словам Аксакова, это ускоряет вывод новых решений на рынок.
Такие механизмы уже активно используют крупнейшие игроки. В 2023 году Совкомбанк перевёл заблокированные активы в отдельное юрлицо, аналогичные действия предприняли ВТБ в конце 2024-го и Сбербанк в 2025 году. Последний также заявил о намерении присоединить банк «Драйв Клик», а ВТБ — о планах по интеграции Почта-банка к 2026 году.
По данным источника “Коммерсанта”, инициатива исходила от Банка России, поскольку новые санкции требуют от системно значимых банков оперативной перестройки структуры. В частности, последний санкционный пакет ЕС вновь активизировал этот процесс.
Как отметил глава Национального совета финансового рынка Андрей Емелин, именно крупнейшие банки сегодня являются основными драйверами цифровых инноваций. Однако ранее они не могли участвовать в ЭПР из-за правовых ограничений, связанных с их реорганизациями. Теперь же барьер устранён — но только для банков.
Среди перспективных решений, которые сейчас тестируются в рамках ЭПР, — идентификация клиентов по видеосвязи и трансграничные переводы с использованием цифровых валют, включая стейблкойны. По мнению Емелина, логично, что исключения из закона коснулись только банков, а не всех юрлиц, теоретически задействованных в таких проектах.
Источник: Frank Media
Читайте также
Банк России снизил ключевую ставку до 18%
