Банкам рекомендовано не отказывать клиентам из черного списка без анализа ситуации

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Банкам рекомендовано не отказывать клиентам из черного списка без анализа ситуации

Финансисты должны проводить тщательный анализ клиентов из черных списков: перед тем как принять решение об отказе в обслуживании, кредитная организация должна выяснить причину, по которой гражданину или компании отказали в заключении договора в другом банке. Это следует из рекомендаций Национального совета финансового рынка, разработанных по заданию ЦБ, пишет газета «Известия» со ссылкой на имеющийся в ее распоряжении документ.

Как говорится в рекомендациях НСФР, банки не должны сразу отказывать в обслуживании гражданам и компаниям из так называемого черного списка отказников. В настоящее время документ направлен в Банк России и Росфинмониторинг.

Кредитные организации, как правило, не хотят обслуживать граждан и компании, которых ранее «отфутболили» в другом банке. Рекомендации же НСФР призывают проводить более тщательный анализ клиентов: отказ в проведении финансовых операций должен являться крайней мерой. Согласно новациям, кредитные организации должны будут запросить у клиента информацию о банке, отказавшем в открытии счета или проведении трансакции, а у такого банка — причины таких действий: только после этого следует принимать решение об обслуживании или отказе. Это снизит число неправомерных действий со стороны банков, пояснил зампред НСФР Александр Наумов. Управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова полагает, что если рекомендации будут приняты, то число отказов может существенно сократиться — примерно на 40%.

Клиенты смогут оспорить в ЦБ отказ банка в открытии и ведении счета. Если регулятор сочтет, что решение кредитной организации было немотивированным, то порекомендует его пересмотреть. Благодаря предложенному механизму реабилитации клиенты могут быть исключены из черных списков, где сейчас, по данным «Опоры России», находится 460 тыс. компаний и граждан. Черный список регулятор рассылает банкам с 26 июня 2017 года — в начале этого процесса перечень содержал данные о 200 тыс. клиентов. Доля клиентов, попавших в черные списки ошибочно, составляет 10%.

Сейчас банки действуют по принципу «проще отказать, чем обслуживать», отметил зампред Локо-Банка Андрей Люшин. Кредитные организации проявили слишком высокую активность в части применения полномочий по отказам, полагают в ЦБ.

В Росфинмониторинге «Известиям» пояснили, что решение об отказе в обслуживании не может приниматься автоматически на основании формальных критериев — это противоречит как российскому законодательству, так и стандартам ФАТФ. Решение должно приниматься осознанно, базироваться на анализе рисков в отношении конкретного клиента, считают в Росфинмониторинге.

Всегда есть вероятность ошибки, поэтому нужно выяснять причины у банка, отказавшего в обслуживании, полагает Тамара Касьянова. По словам начальника службы финансового мониторинга Бинбанка Дины Багатовой, сейчас кредитные организации не раскрывают коллегам по цеху конкретные причины отказа: у каждого свои правила и критерии, делиться которыми никто не хочет. Но когда рекомендации вступят в силу, банкам придется это делать.
Источник: Banki.ru
Тэги:

Читайте также

Опрос ВТБ: системой быстрых платежей для переводов пользуются 70% сибиряков
Более 70% сибиряков пользуются услугами переводов самому себе в разные банки через СБП
Минфин сообщил о плане сделать упор на ИЖС при выдаче семейной ипотеки
Замглавы Минфина Чебесков: упор при выдаче семейной ипотеки будет сделан на ИЖС
Власти продлят требования по возврату валютной выручки до конца года
В РСПП считают, что в текущих условиях мера требует послабления
Объем вкладов индивидуальных предпринимателей вырос в 10 раз за 10 лет
После включения в 2014 году индивидуальных предпринимателей в периметр системы страхования вкладов их накопления в банках выросли в 10 раз
АКРА впервые с 2022 года присвоило международный рейтинг российской компании
Это указывает на наличие суверенного рейтинга у России по международной шкале АКРА, пишут «Ведомости»
Средний платеж россиян коллекторам превысил 5 тыс. руб. в месяц
НАПКА: должник в России в среднем отдает коллекторам свыше 5 тыс. руб. в месяц
Швейцария разблокировала российские активы почти на 300 млн франков
Швейцария разблокировала российские активы на 300 млн франков
Выманивают платежные данные: эксперты предупредили об опасной киберугрозе
В России увеличилось количество атак на мобильные устройства
ЦБ оштрафовал Альфа-Банк и Тинькофф Банк
Банк России 23 апреля вынес постановления о привлечении к административной ответственности Альфа-Банка и Тинькофф Банка
Правительство продлило программу выплат 450 тысяч рублей на погашение ипотеки
Правительство России продлило до конца 2030 года программу выплат 450 тыс. рублей на погашение ипотеки для многодетных семей