Автомошенники придумали новую схему подставных ДТП
В крупнейших страховых компаниях подтвердили, что мошенники усовершенствовали методики, и инсценированные ДТП выглядят все более реалистично. Преступники используют видеофиксацию и несовершенства методики расчета по ОСАГО, сообщили в пресс-службе ВСК. В описанной схеме виновник аварии чаще имеет дешевый отечественный автомобиль, старую иномарку или грузовик, а потерпевший — машину с дорогими запчастями или ту, для которой ремонт в конкретном регионе затруднителен. Как правило, у мошенников есть свои автосервисы, быстро устраняющие повреждения, добавил заместитель генерального директора СК «МАКС» Виктор Алексеев. По его словам, большинство подобных схем строится на полисах ОСАГО. За счет использования в схеме дополнительного поврежденного имущества это позволяет вдвое увеличить размер выплаты страховщика. С каско таких случаев значительно меньше, так как у всех компаний предусмотрен только ремонт.
Многие злоумышленники выбирают авто, которые страховщик не сможет отремонтировать в соответствии с законом об ОСАГО из-за длительного срока поставки запчастей, например, для японского автопрома, или из-за дороговизны деталей, например, для Jaguar и BMW, где сумма ущерба превысит лимит ответственности компании, рассказали в пресс-службе СК «Согласие». Подтверждающее видео обычно снято якобы случайным видеорегистратором, который находился рядом с местом ДТП, поэтому доказать умысел гораздо сложнее; цена полиса невелика, максимальная выплата составляет 400 тыс. рублей, а сроки рассмотрения страхового события короткие и строго регулируются законом, объяснил руководитель службы безопасности компании «Абсолют Страхование» Лев Соболев.
В целом ущерб от мошенничества в автостраховании за девять месяцев 2021-го составил 2,9 млрд рублей, доля возбужденных уголовных дел от числа поданных заявлений за этот период составила 13,5%. По ОСАГО страховые компании заявили в правоохранительные органы о 2,1 млрд рублей ущерба, а по каско — о 832,7 млн, отметил Ефремов.
Описанные схемы обмана трудно распознаваемы за счет дозированной информации, предъявляемой мошенниками при направлении документов. Все представляется так, чтобы обойти антифрод у страховщика, объяснил директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов. При получении денежного возмещения клиенты не обязаны предоставлять в страховую документы о ремонте. Также компании сталкиваются со сложностями при расследовании мошенничеств в том числе из-за отсутствия доступа к базам данных ГИБДД и других госорганов, а также к камерам наблюдения. У страховщиков нет правовых оснований для проведения полного расследования, и собранные факты не считаются полноценными доказательствами, рассказала старший директор рейтингов финансовых компаний НРА Татьяна Никитина.