Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Защите прав обеспечили будущее

В следующем году граждане могут получить внесудебную защиту со стороны финансового уполномоченного в случае неправомерного перевода пенсионных накоплений. Но механизм коснется только новых договоров. К тому же новый порядок потребует заметных изменений в законодательстве, принятие которых может затянуться. НПФ, нацеленные на активное привлечение, уже вышли на борьбу с проектом.

Служба обеспечения деятельности финуполномоченного разослала пенсионным СРО, а также в ЦБ проект поправок в закон «О финомбудсмене», которые предполагают упрощенную систему восстановления нарушенных прав жертв неправомерного перевода в НПФ. “Ъ” ознакомился с письмом, его отправку подтвердили в службе финомбудсмена, а получение — в Национальной ассоциации НПФ (НАПФ), Ассоциации НПФ (АНПФ) и в ЦБ, отметив, что изучают предложения. «После согласования подходов с ЦБ и СРО они будут проработаны с Минтрудом, Госдумой и другим заинтересованными ведомствами»,— пояснил главный финуполномоченный Юрий Воронин.

Должность финансового уполномоченного учреждена в 2018 году, чтобы обеспечить досудебное урегулирование споров между потребителями финансовых услуг и финорганизациями. Первоначально в его зону ответственности попали страховые компании, с этого года к ним прибавились микрофинансовые организации, а со следующего года — банки, НПФ, ломбарды и КПК. Финорганизации должны исполнять решения финомбудсмена, как и решения суда, либо оспаривать их в судебном порядке.

Неправомерный перевод пенсионных накоплений граждан остается многолетней проблемой российской пенсионной системы (см. “Ъ” от 20 мая 2011 года). С 2015 года большинство клиентов при таких переходах стали лишаться части накопленных средств. За несколько прошлых лет могли пострадать сотни тысяч человек (см. “Ъ” от 13 августа 2019 года). Сейчас вернуть средства в «старый» фонд можно только через суд, однако такая процедура является сложной и затратной (см. “Ъ” от 12 декабря 2019 года). А по действующему закону «О финомбудсмене» такие дела не попадали в его компетенцию (см. “Ъ” от 3 февраля).

Проект поправок в закон предполагает наделение финомбудсмена такими полномочиями, чтобы «обеспечить возможность лица, застрахованного по договору ОПС, восстановить свои нарушенные права в ускоренном упрощенном порядке», отмечается в пояснительной записке. При обращении клиента финомбудсмен должен принять решение в течение 15 дней (срок может быть продлен на 10 дней, если требуется экспертиза). «Двухлетний опыт работы показал, что досудебный порядок разрешения споров с финорганизациями имеет ряд преимуществ — простота для потребителя, короткие сроки рассмотрения жалобы и абсолютная бесплатность»,— отмечает господин Воронин. При этом он подчеркивает, что экспертиза подписи на договоре ОПС, по которой будет определяться правомерность, также будет для клиента бесплатной.

Впрочем, обратиться к финомбудсмену, согласно поправкам, гражданин сможет только в течение трех лет со дня, когда он «узнал или должен был узнать о нарушении» прав, и этот день был «не ранее 1 января 2021 года». То есть указанная норма не будет касаться массовых нарушений прошлых лет. Сейчас масштабы переходных кампаний, а значит, и риски неправомерных переводов значительно сократились (см. “Ъ” от 8 апреля).

В НАПФ поддерживают идею поправок. По славам президента ассоциации Константина Угрюмова, «они заметно облегчили и ускорили бы гражданам процедуру возврата неправомерно переданных в "чужой" фонд пенсионных накоплений». Однако, по его словам, к данному документу необходимы поправки сразу в несколько законов в области ОПС.

НПФ, нацеленные на активное привлечение, выступают против этой инициативы, отмечает собеседник “Ъ”, близкий к одному из таких крупных игроков. «Данная законодательная инициатива дестабилизирует практику защиты прав»,— говорят в Национальном НПФ, и, в частности, противоречит нормам ГК и закона «О НПФ». Кроме того, добавляют в фонде, в проекте закона отсутствует механизм оценки финомбудсменом правомерности перехода застрахованного лица.
Тэги:

Читайте также

ВТБ обновил платформу небанковских сервисов для предпринимателей
ВТБ представил обновленную  платформу небанковских сервисов для предпринимателей
Экосистема «Свое Фермерство» для агробизнеса
Россельхозбанк разработал экосистему цифровых сервисов для фермерских предприятий
К концу дня рубль может оказаться под давлением
Утренний комментарий ПСБ по валютному рынку на 27 ноября 2020 года
Сбер выступил проектировщиком и разработчиком суперсервисов для российских экспортёров
Запущена в промышленную эксплуатацию информационная система «Одно окно» Российского экспортного центра (РЭЦ), которая даёт российским экспортёрам быстрый и удобный цифровой доступ к госуслугам
Банк «Левобережный» принял участие в семинаре по международной торговле в период пандемии
Мероприятие, прошедшее 24 ноября в центре «Мой Бизнес», объединило предприятия малого и среднего бизнеса Новосибирской области
Красноярские бренды претендуют на звание лучших «Вкусов России»
На первый национальный конкурс «Вкусы России», организованный Минсельхозом России, заявлено более 500 региональных брендов продуктов питания из 79 субъектов страны
Чистая прибыль банка «Открытие» по РСБУ в октябре увеличилась на 3,4 миллиардов рублей
По итогам 10 месяцев 2020 года банк «Открытие» заработал 43,8 млрд рублей чистой прибыли, что на 2% выше результата за аналогичный период прошлого года (43,1 млрд рублей)
Более 12 миллионов человек уже воспользовались обновленной веб-версией СберБанк Онлайн
Интернет-банк от Сбера изменился всего несколько месяцев назад — в апреле 2020 года — но уже больше 12 миллионов пользователей оценили эти перемены
ЦБ предложил новые правила оценки риска обналичивания денег
Регулятор намерен изменить основной антиотмывочный закон и запустить с банками единую платформу — вместе они смогут распределять клиентов по зонам риска
ЦБ назвал предпосылки для сворачивания льготной ипотеки
Продление льготной ипотеки может привести к дисбалансам на рынке, предупреждает ЦБ