Запутались в «светофоре». Банкиры рассказали о работе с антиотмывочной платформой ЦБ

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Запутались в «светофоре». Банкиры рассказали о работе с антиотмывочной платформой ЦБ

В банках рассказали о первых результатах использования антиотмывочной платформы Банка России «Знай своего клиента» (ЗСК), также известной как «светофор». Банкиры столкнулись с рядом трудностей, показал опрос Ассоциации банков России (АБР), который изучили  «Ведомости».

Платформа заработала 1 июля. Банк России создал ее, чтобы кредитные организации могли оценивать своих клиентов на причастность к сомнительным операциям. Регулятор уверял, что с июля к платформе подключились все банки.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП) делятся на три группы в зависимости от степени риска. ЦБ сравнивает принцип со светофором:

  • Если клиент находится в «красной» зоне, банк должен сразу установить запрет на проведение почти всех трансакций. Таких клиентов — 0,7% от общего числа.
  • Клиенты из «желтой» зоны находятся под пристальным вниманием. Таких — около 0,3%.
  • Клиентам из «зеленой» зоны операции проводятся банками беспрепятственно. К этой зоне, по оценке регулятора, принадлежит около 99% компаний.

Что говорят в банках

Сведения, которые можно получить на платформе, позволяют в некоторых случаях оперативно ставить на особый контроль клиента до начала осуществления им операций, что существенно снижает риски, считают в АБР.

После начала использования ЗСК у менеджмента повысилась уверенность в корректности действий в отношении клиентов, имеющих повышенный уровень риска, добавляют в АБР. ЗСК также позволяет отсекать наиболее высокорисковых потребителей банковских услуг и фокусировать продвижение продуктов среди более благонадежных.

Впрочем, с использованием сервиса ЗСК существенная доля ресурсов все еще уходит на работу с «красными» клиентами, отмечают банкиры. Приходится дольше обслуживать в офисе так называемых «дабл красных» предпринимателей, когда клиент попадает в зону самого высокого риска и по методике банка, и по методике ЦБ.

Объем работ с клиентом увеличился, потому что добавились новые мероприятия и отчеты для регулятора, рассказывают банкиры: ежедневное получение файла «реестр рисков», ежедневный отчет по «реестру клиентов» и «реестру мер», ежедневная проверка клиентов по уровням риска.

«Желтым» клиентам со средней степенью риска в клиентской базе банков теперь необходимо уделять больше внимания, что увеличивает трудозатраты, говорят в АБР. В эту категорию часто попадают клиенты реального бизнеса, вызвавшие подозрение. Особый мониторинг таких клиентов раньше проводился банками исключительно в случае выявления в их деятельности операций, соответствующих критериям сомнительных.

Банкам все еще нужно время для полного внедрения механизма ЦБ в собственные системы и завершения доработки по автоматическому отключению «красного» клиента от операций. Для автоматизации сервиса потребуются значительные ресурсы, которых у отдельных банков нет, добавляют в АБР.

Кроме того, в некоторых банках еще не разобрались с основными принципами работы и достоинствами сервиса, так как платформа еще совсем новая. Банкиры в опросе указывают на отсутствие полной методологической поддержки и письменных ответов Банка России на ряд заданных вопросов.

Источник: Banki.ru
Тэги:

Читайте также

СДМ-Банк приглашает на вебинар об обязанностях оператора персональных данных
Вебинар пройдет в онлайн-формате 28 января 2025 года в 11:00 по московскому времени
ВТБ запустил дистанционное открытие расчетного счета при регистрации бизнеса
ВТБ расширил возможности сервиса для регистрации нового бизнеса
Банк Левобережный запустил для клиентов банка новый вклад
Банк «Левобережный» запустил новый вклад «Зарплатный BL-Online»
ВТБ выяснил, какие юридические вопросы волновали предпринимателей в 2024 году
Чаще всего юридические вопросы у предпринимателей вызывают ответственность и контроль ведения бизнеса
В Минтруда сообщили, когда пенсионеры получат увеличенные выплаты и доплату к пенсии
Увеличенные выплаты и доплата к пенсии за январь поступят пенсионерам в феврале
Ведущие банки снижают ставки по вкладам
Во вторую декаду января 2025 года средняя максимальная ставка по вкладам в рублях десяти российских банков, привлекающих наибольший объем депозитов физических лиц, снова начала снижаться
Правительство ужесточит ответственность за разглашение закрытых данных банков
Чиновники считают, что наказание за такие преступления несопоставимы с последствиями от разглашения такой информации
ЮниКредит Банк остановил переводы в евро из России
«ЮниКредит» прекратил отправлять переводы в евро из-за ограничений банка-корреспондента
Банки предложили создать роуминг при приеме QR-платежей
Сбербанк, Т-банк и Альфа-банк хотят создать платежный роуминг
Выдачи автокредитов в России рухнули почти в два раза
Выдачи автокредитов в IV квартале 2024 года резко снизились: по объему выданных средств снижение составило 44,9%