Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Заемный товар измельчал

В сегменте POS-кредитования в июне средний чек упал почти на 20%, до 22 тыс. руб. Это минимальный показатель за восемь лет. В денежном выражении портфель почти не вырос. Банки снижают одобряемые суммы, чтобы минимизировать риски в условиях снижения доходов населения. В то же время на рынке образовался дефицит товаров, и клиенты делают выбор в пользу менее известных и, соответственно, более дешевых производителей.

В июне выдан 1 млн POS-кредитов на 22,5 млрд руб. Это на 24,3% больше в штуках, чем месяцем ранее. Но средний чек упал на 19,1%, до 22,2 тыс. руб. Это минимальные значения с 2014 года. Даже тогда минимальный средний чек составлял более 23 тыс. руб. Такие данные приводят в аналитической компании Frank RG.

Тренд на падение на рынке POS-кредитования подтверждают и в БКИ. Для сравнения: другие сегменты потребительского кредитования демонстрировали рост как в объемах выдач, так и в среднем чеке (см. “Ъ” от 7 июля).

По данным «Юником24», россияне оформляют POS-кредиты на бытовую технику (36%), мебель (25%), фитнес, спортивный инвентарь и обучение (10%), стройматериалы и товары для дачи (10%), смартфоны и гаджеты (5%) и др.

Основной объем рынка приходится на шесть-семь банков, и когда какой-либо крупный участник меняет модель кредитования, например уходит в ссуды с низким чеком, это отражается и на рынке в целом, поясняет негативные тренды в сегменте проектный лидер Frank RG Артем Мосин. Кроме того, на размер среднего чека могли повлиять изменившиеся потребительские предпочтения: на фоне резкого удорожания либо дефицита многих товаров электроники и бытовой техники покупатели могли переключиться на более дешевые аналоги менее известных брендов, поясняет управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин.

В экономике потребительского сектора в июне наблюдались две основные тенденции: продолжение снижения зарплат и сокращение инфляционного давления, говорит аналитик ХКФ-банка Станислав Дужинский. «На этом фоне отмечается соответственное изменение структуры потребительского спроса — люди в состоянии совершать покупки с использованием кредитных инструментов, но фокус потребления смещается в сторону более доступных товарных категорий. Поэтому банки изменили в июне структуру своей партнерской сети, приведя свое предложение в соответствие с изменившимся спросом»,— поясняет он.

Директор по продажам «Тинькофф Кредит Брокера» Максим Иванов отмечает, что снижение среднего общего чека в июне может быть связано с преобладанием на рынке отдельных игроков с низким средним чеком. «Количество заявок в июне 2022 года уменьшилось год к году примерно на 40%. В то же время мы наблюдаем постепенное восстановление рынка POS-кредитования, которое обусловлено несколькими факторами,— указывает он.— Прежде всего это изменение кредитной политики ЦБ и постепенное возвращение рассрочек в продуктовую линейку банков». Позитивное влияние на восстановление рынка также оказывает появление параллельного импорта в ряде сегментов, указывает эксперт.

Давит на POS-кредитование и возросшая конкуренция со стороны других сегментов. Доля POS-кредитов в общем портфеле постепенно снижается уже на протяжении пяти лет и сейчас не превышает 3–5% в среднем по рынку, приводит данные гендиректор «Юником24» Дмитрий Африканов.

В то же время, добавляет исполнительный директор сервиса рассрочки FlexiPay Алексей Трифонов, активное развитие начал сегмент BNPL (рассрочка), доказавший свою эффективность в e-commerce на европейском и американском рынках, сейчас он является одним из основных конкурентов POS-кредитования и будет влиять на стагнацию рынка в перспективе двух-трех лет.

Полина Трифонова

Источник: Газета «Коммерсантъ» №121 от 08.07.2022
Тэги:

Читайте также

ВТБ снизил ставки по кредитам для среднего и малого бизнеса
Вслед за корректировкой ключевой ставки Банком России ВТБ снизил ценовые параметры по стандартной линейке кредитных продуктов для малого и среднего бизнеса
Дальневосточный банк расширил возможности модуля «Кредиты» в системе ДБО «iBank»
Дальневосточный банк расширил возможности модуля «Кредиты» в системе ДБО «iBank»
Две трети россиян хотят сделать ремонт меньше чем за миллион рублей
Две трети россиян (67%) хотят отремонтировать жильё, потратив менее 1 млн рублей
Сибирский Сбербанк профинансировал строительство недвижимости на 34 миллиарда рублей
Отделения Сибирского Сбербанка за семь месяцев 2022-го года заключили с застройщиками сделок на финансирование строительства жилой недвижимости на общую сумму более 34 млрд рублей
Сбербанк снизил первоначальный взнос по ипотеке без подтверждения дохода
Сбербанк продолжает снижать минимальный первоначальный взнос по ипотеке
Банк «Левобережный» снизил ставку по кредитам на любые цели до 5,5% годовых
Банк «Левобережный» предлагает воспользоваться специальным предложением  по потребительскому кредитованию до 1,5 млн рублей на срок до 5 лет
«Нетмонет» и Аеон Девелопмент придумали сервис чаевых для застройщиков премиум-класса
В премиальном сегменте девелопмента начал работу сервис безналичных чаевых, который ранее использовался только  в ресторанах и индустрии красоты
«Универсальная карта» АТБ в лидерах рейтинга лучших кредитных карт России в августе 2022 года
Аналитический портал «Бробанк.ру» определил по комплексной оценке лучшие кредитные карты для оформления в августе 2022 года
Домклик упростил процесс проведения межрегиональных сделок без ипотеки
Сервис недвижимости Домклик от Сбера упростил процесс проведения межрегиональных неипотечных сделок
ВТБ: клиенты чаще всего платят по СБП в магазинах одежды и автосалонах
Число C2B-транзакций корпоративных клиентов ВТБ в Системе быстрых платежей (СБП) во втором квартале 2022 года по сравнению с первым выросло в пять раз