В стране растут займы до зарплат

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

В стране растут займы до зарплат

На фоне высокой инфляции и общей нестабильной экономической ситуации в РФ на микрофинансовом рынке растет доля срочных займов «до зарплаты». Этому способствуют снижение уровня жизни и сокращение горизонта планирования. Участники рынка ожидают сохранения тренда до конца года, что потребует от МФО значительных дополнительных инвестиций в системы привлечения и скоринга.

На микрофинансовом рынке в последние месяцы наметился новый тренд — увеличение в запросах клиентов доли срочных займов «до зарплаты». При заполнении заявки они акцентируют внимание на том, что деньги им понадобились срочно, отмечается в исследовании финансовой онлайн-платформы Webbankir, с которым ознакомился “Ъ”.

Тенденция стала даже более явной, чем в начале пандемии. Так, в мае 2020 года на эту категорию приходилось 6% заявок, а в мае 2022 года доля превысила 10%. Рост доли заявок на «срочные цели» фиксируют и в Moneyman: в мае 2022 года относительно марта—апреля она выросла на 1 п. п., относительно мая 2020 года — на 2,5 п. п. Причем клиенты «запрашивают немаленькие суммы», что может быть связано с ограничением банковского кредитования и сокращением POS-кредитов, уточняет операционный директор ГК Eqvanta Иван Меринов.

По данным Национального бюро кредитных историй, в мае 2022 года было выдано 2,38 млн «займов до зарплаты» (до 30 тыс. руб., сроком до 30 дней) на 21,59 млрд руб. Это максимальный объем с декабря прошлого года и на 16% выше, чем годом ранее. Согласно информации ЦБ, в январе—марте в России в целом выданы микрозаймы на 175 млрд руб.

Главная причина тренда — в высокой инфляции, зарплаты не успевают за ростом цен, поясняет гендиректор Webbankir Андрей Пономарев: «В результате даже работающие люди, которые формально сохранили уровень доходов, начинают испытывать финансовые затруднения». По мнению эксперта, займы сроком до 30 дней останутся наиболее динамичным сегментом рынка МФО в течение всего 2022 года.

Увеличение числа запросов на короткие займы связано с сокращением горизонта планирования, полагает директор СРО «МиР» Елена Стратьева. «Однако выдачи и запросы — не одно и то же»,— уточняет она, подчеркивая, что компании стали осторожнее выдавать микрокредиты.

При этом участники рынка по большей части сохраняют традиционную модель бизнеса. «Говорить о необходимости смены или трансформации модели привлечения пока рано»,— полагает гендиректор Moneyman Сергей Весовщук. Хотя затраты на скоринг придется увеличить, признает гендиректор МКК Creditter Игорь Смирнов, как для совершенствования технологий, так и для вложений в разработку.

Однако часть компаний начинает подстраиваться под новую структуру спроса. «МигКредит» сегодня «тратит очень большие силы на то, чтобы трансформировать бизнес-модель» (компания традиционно ориентировалась на среднесрочные займы с достаточно большими чеками) и развернуть ее в сторону коротких займов, отмечает ее коммерческий директор Марат Аббясов.

В таких условиях одной из основных статей расходов МФО становится маркетинг, поясняют аналитики ИК «Иволга Капитал». По данным отчетности почти трех десятков МФО, в первом квартале затраты на рекламу достигли 1,4 млрд руб., превысив показатель прошлого года в 1,6 раза.

В условиях кризиса МФО оказались между двух огней, уточняет гендиректор финансовой экосистемы «Юником24» Дмитрий Африканов: «Для рентабельности бизнеса нужны новые качественные заемщики, однако в условиях ограничения бюджета компании вынуждены работать с более дешевыми каналами привлечения». Микрокредитные компании, добавляет господин Смирнов, увеличивают бюджеты на SEO, контекстную рекламу, растет количество коммуникаций с клиентами через email и СМС-сообщения.

Полина Трифонова

Источник: Газета «Коммерсантъ» №110 от 23.06.2022
Тэги:

Читайте также

В Красноярске состоялось открытие «Школы фермера»
Мечта пойти в школу и вновь сесть за парту сбылась сегодня у 25 жителей края
ВТБ отчитался о прибыли, рассказал об «эффекте Джанибекова» в экономике
В первом квартале 2024 года количество активных клиентов розничного бизнеса банка ВТБ составило почти 20 млн клиентов-физических лиц
Эксперты РСХБ спрогнозировали рост производства органической косметики в России
Центр макроэкономического анализа и регионального прогнозирования Россельхозбанка проанализировал потенциал индустрии органической косметики
ВТБ: объем сделок по арктической ипотеке в Красноярском крае превысил 1 миллиарда рублей
С момента старта программы арктической ипотеки в декабре прошлого года объем ипотечных сделок ВТБ в Красноярском крае достиг 1,3 млрд рублей
РСХБ: каждый пятый ипотечный заемщик пользуется дополнительными услугами по ипотеке
Эксперты портала Своё Село и платформы Своё Жильё проанализировали востребованность программы пакетных предложений
Дальневосточный банк вступил в программу Корпорации МСП по «зонтичному поручительству»
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при получении кредита в Дальневосточном банке теперь могут обеспечить 50% его суммы поручительством Корпорации МСП
АТБ принял участие в «Кредит-EXPO. Весна 2024»
Азиатско-Тихоокеанский банк стал участником VII Выставки кредитов для малого и среднего бизнеса «Кредит- EXPO»
Россельхозбанк выступил организатором размещения облигаций «Элемент Лизинг» в объеме 3 миллиарда рублей
23 апреля 2024 года состоялся сбор заявок на облигации ООО «Элемент Лизинг»
Вклад «Солидный» от Солид Банк поможет накопить на будущее
Самым простым, но при этом самым надежным способом накопить на будущее эксперты называют банковский вклад
Азиатско-Тихоокеанский Банк улучшил условия вклада в юанях
С 24 апреля текущего года Азиатско-Тихоокеанский Банк улучшил условия «АТБ. Вклада» в китайских юанях