В России в 2024 году сократились траты на благотворительность
Расходы россиян на благотворительность (как частных лиц, так и компаний) в 2024 году сократились на 1-5% и составили около 505-531 млрд рублей, свидетельствуют данные исследования консалтинговой компании Frank RG и Sber Private Banking. Из них от 110 до 136 млрд рублей приходится на пожертвования частных лиц, чья роль стала более значимой в последние годы. Оценки учитывают в том числе средства, которые направляют напрямую адресатам, или на так называемую «серую» благотворительность.

Кто и сколько тратит на пожертвования
Граждане, ставшие основной движущей силой благотворительной индустрии в России, могут пожертвовать деньги как через благотворительный фонд (НКО), так и напрямую. На белую благотворительность по итогам 2024 года приходилось 73 млрд рублей, на «серую» от 37 до 63 млрд рублей. Последняя категория может, по оценкам Frank RG, вырасти на 35% в 2025 году.
Количество частных лиц-благотворителей за 2024 год увеличилось на 20%, и они стали чаще жертвовать средства. Среди опрошенных респондентов 27% филантропов участвуют в благотворительности раз в месяц, в 2023 году доля таких благотворителей составляла 17%. В среднем в 2024-2025 годах российские филантропы разных уровней достатка направляли на благотворительность от 2% до 7% своего годового дохода.
При этом среднегодовой размер «белых» благотворительных трат россиян снизился, согласно бенчмарк-исследованию благотворительных НКО, с 2800 до 2500 рублей. В основном такое падение произошло из-за массового донора, пишут исследователи, их доля по количеству довольно велика и «достаточно незначительного повышения трат такого донора, чтобы сместить чашу весов в объеме средств, направляемых на благотворительные цели, в их пользу».
Бизнес помогает напрямую
Однако вклад в замедление темпов прироста сборов НКО внесли и компании. Всего за год они внесли в фонды 43 млрд рублей, в номинальном выражении объем средств от коммерческих организаций упал за год на 5%. При этом размер корпоративной социальной ответственности бизнеса составляет 334 млрд рублей и состоит из затрат компаний на благотворительные цели и выплаты социального характера работникам.
Бизнес при этом развивает корпоративную благотворительность, отмечается в исследовании. Сборы корпоративных фондов напротив ежегодно растут — в 2024 году они составили 50 млрд рублей, в 2023-ем — 49 млрд, в 2022-ом — 41 млрд рублей.
НКО все больше зависит от состоятельных граждан
Поддержка от крупных филантропов (LHNWI+, капитал от 60 млн рублей и выше) формирует более трети благотворительных трат частных лиц, и эта доля выросла в 2024 году на 5 п.п. с 29% до 34%, вернувшись на уровень 2021 года. В России 66 тысяч человек относятся к сегменту LHNWI+, 44 тысячи из них, по оценке Frank RG, вовлечены в благотворительную активность.
Благотворительные фонды все больше зависят от крупных филантропов — на пожертвования от 300 тысяч рублей приходится около трети объема сборов исследованных 12 НКО и их значение
для благотворительных организаций увеличивается.
Кому помогают
В 2024 году, как и в предыдущие годы первое место среди всех направлений благотворительности заняли медицина и здравоохранение. Анализ предпочтений респондентов показал, что в фокусе филантропов находятся пять групп:
- дети и взрослые с тяжелыми заболеваниями, паллиативная помощь,
- сироты и социально уязвимые группы населения,
- животные и экология,
- пострадавшие от боевых действий и беженцы,
- пострадавшие от чрезвычайных ситуаций.
В среднем один донор участвует в благотворительной деятельности в трех различных направлениях. При этом почти треть опрошенных указывают только одно направление, что может говорить о довольно высокой сфокусированности и вовлеченности в решение конкретной социальной проблемы.
«Те обстоятельства, в которых сейчас существует наше общество, вывели помощь людям, оказавшимся в зоне влияния СВО, и беженцам, а также территориям после чрезвычайных ситуаций, в топ-5 направлений благотворительности, которые чаще всего упоминали все
филантропы — как массовые, так и более состоятельные», — говорится в исследовании.
Триггерные для общества события привлекают внимание граждан к новым направлениям благотворительности. Это также привело и к появлению в секторе новых доноров, которые ранее не проявляли благотворительной активности, указывают исследователи.
Как помогают
Это повлияло и на форматы помощи: стала более популярна прямая помощь непосредственно нуждающимся как в денежном выражении, так и делом или вещами. При этом нет явного перехода из одного формата в другой, так как одновременно выросла и доля жертвующих в благотворительные организации почти в два раза по сравнению с 2023 годом (60% против 32%).
Однако основной вид благотворительности – это все же помощь в денежной форме. 87% благотворителей за последний год переводили деньги в фонд или напрямую нуждающимся. В 2023 году самой часто упоминаемой респондентами в опросе формой благотворительности была помощь вещами и товарами (67%).
При этом из данных исследователей видно, что гонка кешбэков, которая наблюдается среди банков в России, оказалась неплохой поддержкой для благотворительности. Перечисления кешбэка и округления уже занимают 8% от всех поступлений в НКО и их доля будет расти, полагают авторы. По итогам 2024 года 70% поступлений НКО приходится на транзакции по реквизитам, переводы с помощью банковских карт и Pay-сервисов.
Источник: Frank Media