В России снова обострение дефицита юаней
Ставка RUSFAR CNY (индикатор стоимости привлечения и размещения ликвидности в китайских юанях на российском рынке сроком на 1 неделю — FM) в пятницу 30 августа резко выросла с 8,5 до 42,2%, свидетельствуют данные Московской биржи.
Этот уровень стал рекордным за всю историю биржевых наблюдений и свидетельствует об остром локальном дефиците юаней на денежном рынке. Так ставка не росла даже на фоне санкций против Мосбиржи и проволочек с платежами в Китай. Предыдущий максимум ставки RUSFAR CNY был зафиксирован 13 июня — она резко выросла до 27% из-за санкций против биржи и ее «дочек», введенных накануне. Даже в феврале 2024, когда усложнилась ситуация с платежами в китайские банки и на денежном рынке возник дефицит юаней, RUSFAR CNY был на уровне 14%.
Начиная с 7 августа, Центробанк установил лимит по свопам в юанях в 30 млрд в день. Однако уже два дня подряд спрос со стороны банков превышал 40-50 млрд юаней, указывает сотрудник одного из крупных банков.
Лимита по свопу от Банка России недостаточно — если своп призван стабилизировать ставки, то его нужно увеличивать, пишет автор Telegram-канала «Холодный расчет» Александр Исаков, текущие ставки говорят о том, насколько «сегрегированный мир» юаневой торговли на бирже отличается от общего положения на рынке.
По данным Мосбиржи в пятницу 30 августа торги юанем с расчетами «завтра» составляли 109,8 млрд рублей, а с расчетами «сегодня» — 35,8 млрд рублей.
Весной ЦБ предупреждал, что из-за валютных ограничений в Китайской народной республике (КНР) и рисков вторичных санкций банки материкового Китая не могут выполнять функции провайдеров юаневой ликвидности. Российские компании получают юани в основном от торговли, а не от китайских банков, поэтому юаней, особенно длинных, в российской финансовой системе периодически не хватает. В результате даже небольшие шоки или колебания спроса на китайскую валюту приводят к резкому повышению ставок, дефицит юаневой ликвидности в России происходит регулярно.
Достаточно, чтобы кто-то захотел в конце месяца вывести юани в материковый Китай, чтобы сразу вырос спрос, подтверждает один из собеседников Frank Media.
Главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев предположил, что дефицит юаневой ликвидности мог быть связан с “концом месяца и локальным всплеском спроса на валюту”. Также одной из причин могло стать и ухудшение ситуации по платежам с Китаем из-за санкционных ограничений. Вмсете с этим могло повлиять и несоответствие между предложением юаней от экспорта и спросом на юани для закупки импорта.
“Такие эпизоды локального дефицита и взлета юаневых ставок в российской системе повторяются регулярно. Они обусловлены хроническим дефицитом юаневой ликвидности, поэтому любые даже небольшие шоки или резкие колебания спроса на юань приводят к резкому взлёту ставок на российском юаневом рынке.[…] Мы полагаем, что локальный острый дефицит юаневой ликвидности может быть снят действиями Банка России за счёт увеличения предоставления юаней по свопу”, — пояснил Васильев.