В ритме новой волны: бизнес встречает осеннее наступление коронавируса

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

В ритме новой волны: бизнес встречает осеннее наступление коронавируса

Суточная смертность от коронавируса в России обновляет максимумы. Массовые мероприятия отменили во всех регионах, в десятках субъектов Федерации ввели QR-коды, кое-где подумывают о  локдауне. «Профиль» выяснял, как компании из разных секторов российской экономики готовятся к новым ограничения.

Общепит. Сливаем бочки

Директор по развитию компании–владельца бренда «Якитория» Александр Муратов в разговоре с «Профилем» отметил, что за последние полтора года удалось выработать стратегию работы в период введения COVID-free зон, а у ресторанов сети широкая область покрытия – во время ограничений объем заказов через доставку увеличивается, как правило, на 10–15%. И все же, дополняет он, бизнесу не удастся избежать потерь. «По прогнозам, из-за повторного введения COVID-free зон рестораторы могут потерять 20–30% выручки, а в некоторых случаях и до 50%. К тому же дополнительной нагрузкой являются дефицит кадров и связанная с ним необходимость увеличивать затраты на содержание персонала», – указывает Муратов.

Федеральный локдаун нанесет «невероятно разрушительный удар» по индустрии гостеприимства, уверен гендиректор сети пивных ресторанов Kwakker Никита Лимонов. Исход сотрудников из отрасли, по его словам, и так катастрофический, а заменить ценных специалистов, например, хорошего повара, по щелчку пальцев невозможно.

«Самое ужасное, что ограничения чаще всего вводятся одним днем. После чего ты вынужден распускать персонал по домам, раздавать или выбрасывать заготовки. В нашем случае – еще и сливать три десятка подключенных бочек с весьма недешевым импортным пивом. Полное закрытие на несколько недель может привести к тому, что собрать штат обратно будет очень сложно. Работа с ограничениями по времени до 23.00 позволяет «тонуть» чуть дольше, с ограничениями до 19.00, как зимой 2020 года, равносильна полному закрытию», – рассказывает Лимонов.

Бьюти-индустрия. Не до красот

Эксперт московского отделения «Опоры России», основательница сети салонов красоты Eksprovocator hair club Екатерина Сухотина ожидает, что в столице вскоре введут систему QR-кодов. Это, продолжает она, повлечет за собой очередную волну закрытия бизнесов. «Индустрия красоты стала одной из наиболее пострадавших от пандемии. Падение выручки в прошлом году составило 40–50%. Главный наш вывод из этого кризиса – ни на кого не нужно рассчитывать. Решать возникающие проблемы не будет никто, кроме тебя и твоей команды. Финансовое положение салонов красоты очень плохое. Локдауна парикмахерские точно не переживут», – комментирует Сухотина.

К тому же, сетует она, поднимать стоимость услуг нет возможности – клиенты стараются экономить: «Мы также недавно ввели новую категорию мастеров – это колористы-юниоры, у которых чек ниже на 30–40%, чем у топовых мастеров. Многие наши клиенты, кто до пандемии посещал топ-колористов по полной стоимости, с большим удовольствием перешли к мастерам-новичкам. Хочу отметить, это происходит в Москве, что же говорить о регионах?»

Производственный сектор. В цехе безопаснее

Если ситуация выйдет из-под контроля, введение федерального локдауна вполне возможно, считает основатель «Benza-Пензаспецавтомаш» (производитель автоматизированных мини-АЗС и колонок) Михаил Колесников. «Предыдущие волны мы прошли успешно. Главной проблемой было то, что при остановке на две недели сбилась вся цепочка производства. График поставки оборудования пришлось налаживать в течение 4–5 месяцев. Это было сложное время. Но заказы уже были. То есть мы работали над тем, чтобы их выполнить, а не получить», – вспоминает он.

В целом производственные компании, как отмечает Колесников, находятся в более выгодном положении, чем предприятия с клиентским сервисом. «В прошлом году были вынуждены перевести всех офисных сотрудников на удаленку. Так что сейчас мы к этому подготовлены. Привлечение и обслуживание клиентов не просядет. Если же остановка коснется производственных участков, это будет очень сложно. Красная черта для нас – невозможность выхода рабочих в цеха. Цикл производства длится 3 месяца, и любая остановка вызовет проблемы. Все заказчики, которые и так ждут поставок в течение 3–4 месяцев, будут ждать еще дольше», – говорит он.

Финтех. С запасом прочности

Федерального локдауна не будет, уверен сооснователь сервиса Jump.Finance (автоматизация выплат и документооборота) Михаил Кириченко. «Хорошо это или плохо, но позиция государства однозначна – минимальное социальное напряжение в обмен на все остальное», – комментирует он. Во время прошлого локдауна компания работала в особом режиме: все платежи проводились вручную после одобрения антикризисного менеджера, также сделали отдельный дашборд (интерактивная панель) – на нем в реальном времени подсчитывался burn rate (скорость сгорания денежных резервов) с указанием, сколько месяцев бизнес сможет прожить.

Согласно показателям дашборда, при падении доходов в 4 раза (пессимистичный прогноз) компания бы прожила около 4 месяцев. По факту, рассказывает Кириченко, доходы упали вдвое, что позволило бы продержаться 8 месяцев. «Полагаю, сейчас запас прочности уже сильно больше, и в случае глобального локдауна мы точно проживем год в относительно умеренном ритме», – рассчитывает он.

Самозанятые. Справляйтесь сами

С большой вероятностью дело закончится локальными ограничениями для отдельных отраслей, считает гендиректор платформы «Рокет Ворк» (работает с самозанятыми) Анастасия Ускова. Введение локдауна означало бы, что правительство должно серьезно нарастить расходы на поддержку бизнеса и населения.

«На это, судя по всему, тратиться там не очень хотят. В свою очередь, бизнес и в особенности МСП не готовы к жесткому локдауну, особенно в формате «справляйтесь сами». За время пандемии сектор МСП поредел на 750 тыс. субъектов. В случае жестких и длительных ограничений в 2022 году с нами не доедут еще четверть миллиона», – прогнозирует она.

В ближайшей перспективе тренд на удаленное потребление сохранится, а вместе с ним продолжит расти спрос на самозанятых, например, на курьеров, полагает Ускова. Число самозанятых при этом растет, и каждый четвертый из них – вчерашний ИП. Индивидуальные предприниматели меняют статус ради снижения фискальной нагрузки в кризис. «Новые ограничения, если таковые будут, опять усложнят жизнь малому бизнесу, а значит, те, кто работают одни, продолжат мигрировать в самозанятость», – ожидает Анастасия Ускова.

Марат Селезнев

Источник: Profile.ru
Тэги:

Читайте также

РСХБ: об инвестировании и монетном царстве
Красноярский филиал Россельхозбанка предлагает приобрести золотые инвестиционные монеты
Ошибки заемщиков при рефинансировании кредита
Ошибки заемщиков при рефинансировании кредита
Солид-Банк: с рефинансированием можно погасить действующий кредит за счет нового
ВТБ начнёт выдавать ипотеку в Туве
В мае клиенты ВТБ смогут получить ипотеку на покупку жилья в Республике Тыва, а также в других российских регионах
РСХБ презентовал цифровые решения для поддержки АПК
Россельхозбанк принял участие в Форуме «Развитие агробизнеса России»
НРА повысило кредитный рейтинг Дальневосточного банка до уровня «ВВВ+|ru|»
Повышение  кредитного рейтинга АО «Дальневосточный банк» до уровня «BBB+|ru|» обусловлено улучшением рентабельности
Опрос ВТБ: системой быстрых платежей для переводов пользуются 70% сибиряков
Более 70% сибиряков пользуются услугами переводов самому себе в разные банки через СБП
Минфин сообщил о плане сделать упор на ИЖС при выдаче семейной ипотеки
Замглавы Минфина Чебесков: упор при выдаче семейной ипотеки будет сделан на ИЖС
Власти продлят требования по возврату валютной выручки до конца года
В РСПП считают, что в текущих условиях мера требует послабления
Объем вкладов индивидуальных предпринимателей вырос в 10 раз за 10 лет
После включения в 2014 году индивидуальных предпринимателей в периметр системы страхования вкладов их накопления в банках выросли в 10 раз
АКРА впервые с 2022 года присвоило международный рейтинг российской компании
Это указывает на наличие суверенного рейтинга у России по международной шкале АКРА, пишут «Ведомости»