В Госдуму внесена реформа мер по борьбе с манипулированием и инсайдом
ЦБ ранее анонсировал, что изменит подход к раскрытию инсайдерских сделок и введет кратные штрафы за манипулирование рынком. 20 ноября пакет соответствующих законопроектов был внесен в Госдуму
В Госдуму внесен ряд законопроектов в рамках реформы по противодействию манипулированию и инсайдерской торговле на финансовом рынке, следует из данных на сайте нижней палаты. Изменения предлагается внести в Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», «Об организованных торгах», в Кодекс об административных правонарушениях, а также в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы России.
В начале сентября директор департамента инфраструктуры финансового рынка Банка России Кирилл Пронин в интервью Радио РБК очертил контуры предстоящей реформы в сфере манипулирования и инсайда на российском рынке. Однако вносимые ЦБ предложения были возвращены на доработку. Сейчас Госдума приняла доработанный вариант законопроекта.
«Под сведениями, вводящими в заблуждение, понимаются представленные в неточном и (или) неполном виде сведения, распространение которых умышленно создает искаженное мнение о произошедшем или происходящем действии (событии), и сопровождается совершением лицом, которое распространило такие сведения, и (или) связанными с ним лицами, операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касаются распространяемые сведения, до или после распространения указанных сведений», — говорится в законопроекте.
Ранее Кирилл Пронин уточнял, что это может быть некорректная интерпретация показателей, искажение информации, которая была ранее официально опубликована, приведение неполного перечня фактов, одностороннее представление информации, когда манипулятор говорит только о преимуществах, но умалчивает о недостатках актива. Манипулирование — это всегда умышленное действие, которое побуждает инвесторов принять определенные торговые решения, отмечал он.
В пояснительной записке к документу появляется понятие «ключевые инсайдеры», к ним относятся члены органов управления эмитентов, такие как члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа эмитента. Они также обязан будут раскрывать информацию об инсайдерских сделках.
Эмитент , в свою очередь, будет устанавливать «закрытые периоды», в течение которых инсайдерам запрещено будет совершать сделки с инструментами компании.
Сейчас крупный размер убытков, который предполагает уголовное наказание за манипулирование и инсайдерскую торговлю, начинается от ₽3,75 млн. В документе предлагается повысить порог крупного ущерба по обеим статьям до ₽100 млн, а для особо крупного ущерба — до ₽150 млн.
«Указанные размеры обусловлены анализом вступивших в законную силу приговоров с назначением наказания по соответствующим статьям УК РФ: средний размер вреда в данных уголовных делах составил ₽102 млн», — отмечают авторы законопроекта.
При этом полная декриминализация статьи не предусмотрена. Преступления, которые перейдут из разряда уголовных в административные, будут предусматривать ответственность в виде увеличения размера штрафа. С нарушителей будут взиматься штрафы, кратные сумме того дохода, который был незаконно извлечен. Более крупный размер ущерба будет соответствовать более высокому размеру штрафа. Также будет наложен запрет занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.
Кроме того, предполагается, что если участник рынка впервые совершил преступление по статье «Манипулирование рынком», добровольно сообщил об этом и возместил ущерб, он будет освобожден от уголовной ответственности. Аналогичная норма разработана для статьи «Неправомерное использование инсайдерской информации».
При этом из-под уголовной ответственности будут освобождены все действия, связанные с манипулированием, если объем совершенных операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами не превышает ₽1 млн.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что предлагаемое нововведение позволит Банку России сфокусироваться на кейсах, которые наносят «существенный вред функционированию организованных торгов, интересам участников рынка, общества и государства».
Ранее в интервью Кирилл Пронин говорил о том, что в ЦБ не боятся декриминализации статьи за манипулирование, потому что на рынке часто работают роботизированные алгоритмы, которые кратно повысили обороты торгов. Следовательно, прежние пороги по наступлению ответственности также подлежат пересмотру, отметил Пронин.
Увеличится и срок давности привлечения к административной ответственности за недобросовестные практики на рынке до трех лет.
В документе приводятся данные Банка России, согласно которым в период с 2021 по 2023 в результате нарушители смогли извлечь доход из недобросовестных практик на ₽9,4 млн. Еще ₽1,1 млн дохода было получено нарушителями, в отношении которых истек срок давности привлечения к административной ответственности. При этом общая сумма назначенного за указанный период административного наказания в виде штрафа составила лишь ₽1,25 млн.
Источник: РБК Недвижимость
В Госдуму внесен ряд законопроектов в рамках реформы по противодействию манипулированию и инсайдерской торговле на финансовом рынке, следует из данных на сайте нижней палаты. Изменения предлагается внести в Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», «Об организованных торгах», в Кодекс об административных правонарушениях, а также в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы России.
В начале сентября директор департамента инфраструктуры финансового рынка Банка России Кирилл Пронин в интервью Радио РБК очертил контуры предстоящей реформы в сфере манипулирования и инсайда на российском рынке. Однако вносимые ЦБ предложения были возвращены на доработку. Сейчас Госдума приняла доработанный вариант законопроекта.
Расширение понятия «манипулирование» на фондовом рынке
В законопроекте уточняется определение термина «манипулирование». Теперь к ложной информации, которая приводит к манипуляциям на рынке, будут также относиться сведения, вводящие инвесторов в заблуждение. В документе новое понятие трактуется следующим образом:«Под сведениями, вводящими в заблуждение, понимаются представленные в неточном и (или) неполном виде сведения, распространение которых умышленно создает искаженное мнение о произошедшем или происходящем действии (событии), и сопровождается совершением лицом, которое распространило такие сведения, и (или) связанными с ним лицами, операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касаются распространяемые сведения, до или после распространения указанных сведений», — говорится в законопроекте.
Ранее Кирилл Пронин уточнял, что это может быть некорректная интерпретация показателей, искажение информации, которая была ранее официально опубликована, приведение неполного перечня фактов, одностороннее представление информации, когда манипулятор говорит только о преимуществах, но умалчивает о недостатках актива. Манипулирование — это всегда умышленное действие, которое побуждает инвесторов принять определенные торговые решения, отмечал он.
Раскрытие информации об инсайдерских сделках
Согласно документу, физические лица, включенные в списки инсайдеров компании, обязаны будут уведомить о совершенных ими операциях с торгуемыми инструментами, в отношении которых у них есть доступ к инсайдерской информации. Такую информацию они обязаны будут направить в компанию не позднее 5 рабочих дней с даты совершения сделки.В пояснительной записке к документу появляется понятие «ключевые инсайдеры», к ним относятся члены органов управления эмитентов, такие как члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа эмитента. Они также обязан будут раскрывать информацию об инсайдерских сделках.
Эмитент , в свою очередь, будет устанавливать «закрытые периоды», в течение которых инсайдерам запрещено будет совершать сделки с инструментами компании.
Декриминализация статей «Манипулирование рынком» и «Неправомерное использование инсайдерской информации»
Авторы законопроекта говорят о необходимости декриминализации статей с учетом трендов в госполитике и целей по развитию рынка.Сейчас крупный размер убытков, который предполагает уголовное наказание за манипулирование и инсайдерскую торговлю, начинается от ₽3,75 млн. В документе предлагается повысить порог крупного ущерба по обеим статьям до ₽100 млн, а для особо крупного ущерба — до ₽150 млн.
«Указанные размеры обусловлены анализом вступивших в законную силу приговоров с назначением наказания по соответствующим статьям УК РФ: средний размер вреда в данных уголовных делах составил ₽102 млн», — отмечают авторы законопроекта.
При этом полная декриминализация статьи не предусмотрена. Преступления, которые перейдут из разряда уголовных в административные, будут предусматривать ответственность в виде увеличения размера штрафа. С нарушителей будут взиматься штрафы, кратные сумме того дохода, который был незаконно извлечен. Более крупный размер ущерба будет соответствовать более высокому размеру штрафа. Также будет наложен запрет занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.
Кроме того, предполагается, что если участник рынка впервые совершил преступление по статье «Манипулирование рынком», добровольно сообщил об этом и возместил ущерб, он будет освобожден от уголовной ответственности. Аналогичная норма разработана для статьи «Неправомерное использование инсайдерской информации».
Увеличение штрафов за манипулирование и инсайд
Предлагается увеличить размеры административных штрафов за неправомерное использование инсайдерской торговли или манипулирование рынком. Согласно инициативе, административный штраф для граждан составит от трехкратного до пятикратного размера суммы дохода, полученного от манипулирования или неправомерно использованной информации. Однако сумма штрафа должна быть не менее ₽10 тыс. Для должностных лиц предусмотрены такие же санкции, но сумма минимального взыскания составляет ₽100 тыс. Для юридических лиц эта сумма начинается от ₽1 млн.При этом из-под уголовной ответственности будут освобождены все действия, связанные с манипулированием, если объем совершенных операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами не превышает ₽1 млн.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что предлагаемое нововведение позволит Банку России сфокусироваться на кейсах, которые наносят «существенный вред функционированию организованных торгов, интересам участников рынка, общества и государства».
Ранее в интервью Кирилл Пронин говорил о том, что в ЦБ не боятся декриминализации статьи за манипулирование, потому что на рынке часто работают роботизированные алгоритмы, которые кратно повысили обороты торгов. Следовательно, прежние пороги по наступлению ответственности также подлежат пересмотру, отметил Пронин.
Увеличится и срок давности привлечения к административной ответственности за недобросовестные практики на рынке до трех лет.
В документе приводятся данные Банка России, согласно которым в период с 2021 по 2023 в результате нарушители смогли извлечь доход из недобросовестных практик на ₽9,4 млн. Еще ₽1,1 млн дохода было получено нарушителями, в отношении которых истек срок давности привлечения к административной ответственности. При этом общая сумма назначенного за указанный период административного наказания в виде штрафа составила лишь ₽1,25 млн.
Источник: РБК Недвижимость
Читайте также
Доля россиян без сбережений выросла до максимума почти за четыре года
Ноябрьский опрос показал, что 65% россиян живут без сбережений на случай потери основного дохода
При назначении соцпомощи предлагают учитывать ипотечные платежи
Расходы семей на ипотеку предложили учитывать при назначении соцпомощи
ЦБ: лидерами по использованию ИИ стали страховщики и крупные банки
В банковском секторе активно применяют ИИ 24% организаций
Программы лояльности на маркетплейсах предложили запретить
Исключение можно сохранить для собственных товаров маркетплейсов и социально значимые категории товаров, уточняется в письме глав банков
Госдума приняла закон о поэтапном повышении НДС до 22%
Госдума приняла закон о поэтапном повышении НДС до 22% в 2026 году
Россияне рассказали, что делают, чтобы избежать блокировки переводов
Пристальное внимание кредитных организаций к трансакциям клиентов сказалось на финансовом поведении людей
Банк России может взять паузу в снижении ключевой ставки в начале 2026 года на фоне растущих инфляционных ожиданий
В ноябре 2025 года инфляционные ожидания населения РФ выросли по сравнению с октябрём с 12,6% до 13,4%
Сбивать беспилотники в России будут сотрудники ЦБ и инкассаторы
Соответствующие права им предоставила Госдума
Госдума приняла закон о новом МРОТ
С 1 января 2026 года МРОТ составит 27 093 рубля в месяц
ЦБ установил официальные курсы на 21 ноября
Рубль устремился вверх