ЦБ обозначил контуры реформы инвестиционной деятельности НПФ
ЦБ рассматривает возможность отказаться от некоторых ограничений для негосударственных пенсионных фондов (НПФ) по качеству активов в портфелях их пенсионных резервов и готов пойти на послабления к их инвестиционной декларации при усилении роли стресс-тестирования, следует из разработанной регулятором концепции развития регулирования инвестиционной деятельности НПФ, которая была разослана фондам (с документом ознакомились Frank Media, его получение подтвердили два собеседника в НПФ).
Регулятор рассматривает возможность отказаться для пенсионных резервов (но не пенсионных накоплений) от отдельных ограничений по качеству активов (минимальному рейтингу, котировальному списку, присущим рискам и т.п.), но не их составу (виду), говорится в документе.
Реформа регулирования по структуре
Действующие для НПФ лимиты по вложению пенсионных резервов в своей концепции ЦБ разделил на три группы:
- «основополагающие», которые предложено сохранить или модифицировать;
- «направляющие», которые предлагается сохранить;
- «ограничения по виду (группе) активов», которые могут быть сняты.
1. В «основополагающих» ограничениях регулятор предлагает:
Во-первых, снизить разрешенную долю вложений в активы одного лица (группы связанных юридических лиц) к 2030 году с нынешних 10% от общей стоимости портфеля (такой лимит действует с 2023 года, в предыдущие годы он последовательно снижался) до 5% к 2030 году. При этом уже с момента реализации концепции предлагается ограничить вложения в такие активы, если в результате соответствующих сделок, их стоимость будет превышать 5%.
Во-вторых, также с 10% до 5% снизить лимит на вложения пенсионных резервов в ценные бумаги одного субъекта РФ, муниципального образования или иностранного государства. Кроме того, ЦБ хочет ввести концентрационный лимит в 5% на вложения в паевые инвестиционные фонды (ПИФ) одной управляющей компании (УК, сейчас на вложения в ПИФ одной УК ограничений нет).
В-третьих, увеличить возможную долю вложений в рисковые активы с 7% (этот лимит должен быть полностью имплементирован с 1 января следующего года) до 15%. Кроме того, в лимит должны быть включены новые инструменты: акции и облигации без кредитного рейтинга, недвижимость (и имущественные права) в России, а также доли в уставных капиталах российских компаний, существующих в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО).
2. «Направляющие» лимиты, такие как вложения в банковские активы (с 2023 года — 30% от портфеля) или в акции одного эмитента (не более 10% от его капитализации) ЦБ предлагает сохранить.
3. ЦБ предлагает отменить «ограничения по виду (группе) активов», то есть:
- Лимит на вложения в акции, конвертируемые в акции облигации, субординированные бонды, облигации без срока погашения (сейчас — 40% от стоимости активов);
- Лимит на вложения в субфедеральные и муниципальные бумаги (40%);
- Лимит на вложения в номинированные в иностранной валюте активы (40%);
- Лимит на вложения в иностранные активы (30%);
- Лимит на вложения в паи одного ПИФ (7%);
- Лимит на вложения в ипотечные ценные бумаги (5%);
- Лимит на вложения в субординированные облигации и депозиты, конвертируемые в акции облигации, акции одного эмитента (5%);
- Лимит на долю в уставном капитале одного ООО (5%);
- Лимит на вложения в облигации с переменными выплатами (5%).
Реформа стресс-тестирования
Отказ от минимальных рейтингов при вложении НПФ пенсионных резервов, а также изменения в инвестиционной декларации, должен, по идее ЦБ, сопровождаться изменением регулирования инвестполитики фондов через стресс-тестирование.
Банк России предлагает относить результаты стресс-тестов портфелей пенсионных резервов к одной из «зон»:
«красная зона» – доля успешных испытаний менее 75% (именно порог в 75% — это нынешний минимальный уровень при прохождении стресс-тестов НПФ). Неустойчивое состояние НПФ: в этом случае ЦБ может даже начать процедуру банкротства фонда.
«желтая зона» — доля успешных испытаний в диапазоне 75-95%. В этом случае фонд за девять месяцев должен изменить портфель или нарастить капитал так, чтобы выйти в «зеленую зону».
«зеленая зона» — доля успешных испытаний свыше 95%, что характеризует состояние фонды как устойчивое и не требует от него каких-либо дополнительных действий.
При этом ЦБ намеревается внести изменения и в некоторые элементы механики стресс-тестов:
Во-первых, при стресс-тестировании он хочет отказаться от снижения кредитного качества в зависимости от концентрации, поскольку соответствующий концентрационный лимит будет ужесточен в инвестдекларации.
Во-вторых, предлагает расширить число входящих в портфели пенсионных резервов типов активов, которые в рамках испытаний будут генерировать денежные потоки.
В-третьих, хочет установить отдельный порядок оценки для активов, связанных с финансированием проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики (трансформационных активов), например, в ходе определения вероятности дефолта (PD) или построения прогноза стоимости актива. Кроме того, трансформационные активы могут быть включены в расчет норматива достаточности собственных средств (в объеме не более 5% от стоимости портфеля, принимаемого к расчету собственных средств без учета этих вложений).
В-четвертых, намеревается изменить подход стресс-тестирования к реинвестированию денежных потоков, полученных от активов. Оно может учитываться через модельный портфель с целевой структурой, заданной НПФ через параметры модели, считает регулятор.
Долгожданная реформа
В мае прошлого года председательница Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что нужно отменить часть требований к структуре и составу инвестиционных портфелей НПФ. «Мы рассматриваем сейчас отмену части требований к составу и структуре инвестиционных портфелей [фондов] с тем, чтобы делать больший упор при риск-менеджменте (риски с точки зрения защиты прав пенсионеров) на фидуциарную ответственность, которую мы ввели, и на стресс-тестирование», — говорила она.
Директор департамента инвестиционных финансовых посредников Ольга Шишлянникова тогда заявила, что ЦБ только начал работу над этой реформой: «В этом [2023] году у нас идет работа над концепцией. Пока мы думаем, что не оставим [ограничений] по инструментам: в зависимости от видов не будет никаких ограничений». Она подчеркивала, что «основное ограничение», от которого Банк России «не откажется никогда», — это ограничение по концентрации активов, «потому что нельзя вкладывать все в одну корзину».
Решено было изменить правила инвестирования только для пенсионных резервов. «Мы готовы работать с пенсионными резервами, потому что считаем, что это та программа, которая будет развиваться», — отмечала та же Шишлянникова в сентябре этого года. По ее словам, «пенсионные накопления должны плавно перетекать» в программу долгосрочных сбережений (ПДС), то есть в пенсионные резервы.
Frank Media направили запрос в Банк России.