ЦБ назвал кредитный риск ключевой уязвимостью при замедлении экономики
На фоне замедления российской экономики ключевым риском для нее становится кредитный, указал ЦБ в «Обзоре финансовой стабильности» за второй—третий кварталы 2025 года.
«Финансовое положение как граждан, так и компаний в целом остается устойчивым, но проявляются накопленные ранее риски, с проблемами сталкиваются более уязвимые заемщики», — говорится в материалах Банка России.
Одновременно с этим две другие уязвимости финансового сектора, по мнению регулятора, стали менее актуальными — это структурные дисбалансы на внутреннем валютном рынке и процентный риск банков, следует из материалов ЦБ.
Описывая процентные риски кредитных организаций, ЦБ указал, что влияние этого риска постепенно падает из-за роста доли плавающих ставок в активах банков, а также наличия в их пассивах расчетных счетов.
Гораздо больший акцент в докладе Банк России делает на том, какие эффекты на финансовое положение бизнеса и граждан оказывает охлаждение экономики и начавшийся цикл смягчения денежно-кредитной политики. ЦБ начал снижать ключевую ставку в июне, с тех пор показатель упал с 21 до 16,5%. Обзор ЦБ как раз охватывает этот период.
Что происходит с российской экономикой
По словам главы Сбербанка Германа Грефа, российская экономика вошла в стадию «технической стагнации» во втором квартале 2025 года, а осенью эта динамика продолжилась. О замедлении экономики в сентябре текущего года говорила и глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
«Да, замедление экономики происходит. Но рецессии нет. И даже когда говорят о технической рецессии, имеют в виду, что экономика снижается два квартала подряд», — отмечала она.
По оценкам Росстата, в третьем квартале 2025 года рост ВВП замедлился до 0,6% в годовом выражении, тогда как во втором квартале экономика росла темпами 1,1%.
Какие кредитные риски у бизнеса видит ЦБ
Как отмечает Банк России, во втором—третьем квартале кредитование компаний стало восстанавливаться. Бизнес предъявлял спрос не только на короткие оборотные кредиты, но и на инвестиционные, а также активно привлекал средства через выпуск облигаций, в том числе валютных.
На фоне роста долга кредитные риски заемщиков в целом возрастают, но ЦБ делает акцент на том, что в отчетный период основной прирост долговых обязательств перед банковским сектором пришелся на крупные компании, часть которых уже имеет повышенную долговую нагрузку.
На 1 октября 2025 года доля крупных заемщиков, находящихся в красной и проблемной зонах, у системно значимых кредитных организаций составила 8%, что чуть ниже апреля. Но при этом стало больше компаний, которые риск-менеджеры банков относят к желтой зоне: на 1 октября среди крупных заемщиков таких 18%, а среди заемщиков из среднего бизнеса — 28%. Для сравнения: на 1 апреля эти показатели составляли 14 и 24% соответственно.
Как отметил зампред ЦБ Филипп Габуния, большинство компаний не испытывает трудности с обслуживанием долгов, но «пространства для дальнейшего наращивания кредитов у них стало меньше». «С проблемами сталкиваются компании, у которых операционная прибыль меньше суммы выплачиваемых процентов, но доля их долга остается невысокой», — добавил он на брифинге.
Доля плохих корпоративных кредитов с начала года прибавила всего 0,2 п.п. и составила 4% на 1 октября. В сегменте крупного бизнеса наибольший по объему портфель плохих кредитов (красная и проблемная зоны) сосредоточен в строительной и нефтегазовой отраслях, но это старые проблемные кредиты, отмечает ЦБ. Рост плохих кредитов в апреле—октябре 2025 года наблюдался у металлургических (+4 п.п.) и транспортных (+2 п.п.) компаний.
Увеличение проблемной задолженности в секторе малого и среднего предпринимательства (МСП) отмечается по всем сегментам, но в большей степени среди микропредприятий: если с октября 2023 года в течение года в дефолт выходили только 7,2% заемщиков, то с октября 2024 года — уже более 9,9%. Среди малых предприятий эти показатели составляют 3,6 и 4,7% соответственно. Однако суммарная задолженность субъектов МСП, которые попали в состояние дефолта за последний год, небольшая — менее 1% от суммарной задолженности юридических лиц на 1 октября, замечает ЦБ.
В целом качество обслуживания корпоративных кредитных портфелей остается высоким по сравнению с историческими значениями, отмечает регулятор: «Наши оценки показывают, что даже при существенном дополнительном ухудшении операционных результатов компаний реализация кредитного риска не создаст системных рисков для финансовой стабильности». ЦБ в обзоре подчеркивает, что этому способствует в том числе возможность банков проводить реструктуризации кредитов, то есть менять условия по процентной нагрузке и графику платежей.
Какие кредитные риски у граждан
Как отмечается в обзоре, на фоне охлаждения розничного кредитования долговая нагрузка населения на макроуровне уменьшилась — доля доходов, направляемых гражданами на обслуживание кредитов, снизилась до 9,4%. Это на 0,7 п.п. меньше, чем в первом квартале 2025 года.
Но реализация кредитных рисков продолжается, подчеркивает Банк России. Доля проблемных потребкредитов в портфеле на 1 октября достигла 12,9% — рост за полгода составил 2,1 п.п. «[Это] обусловлено преимущественно вызреванием кредитов, выданных в период кредитного бума 2023–2024 годов, и сокращением портфеля с осени 2024 года», — отмечает ЦБ. Но по новым выдачам уровень выхода в раннюю просрочку снизился, хотя и остается повышенным, — говорится в докладе.
Наибольшая доля просроченных кредитов наблюдается у заемщиков с высоким показателем долговой нагрузки (ПДН): в третьем квартале 2025 года на заемщиков с ПДН выше 50% пришлось 19% от всего объема выданных необеспеченных потребительских кредитов.
«О трудностях с обслуживанием задолженности у заемщиков сигнализирует и стабильно высокий спрос на реструктуризации потребительских кредитов», — отмечается в докладе. Так, объем реструктуризаций, предоставленных за последние шесть месяцев, по состоянию на 1 октября текущего года вырос на 79% в годовом выражении. В итоге доля задолженности, реструктурированной за последние шесть месяцев, достигла 3,6% от портфеля необеспеченных потребительских кредитов.
ЦБ подчеркивает, что принятые ранее ограничения в розничном кредитовании — макропруденциальные надбавки и лимиты — как раз сдерживают наращивание кредитных рисков в этом сегменте. По некоторым видам ссуд регулятор уменьшил коэффициенты риска, но распускать уже созданный банками буфер капитала по таким кредитам ЦБ не намерен.
Как может измениться ситуация с кредитными рисками в 2026 году
При реализации базового сценария Банка России с постепенным смягчением денежно-кредитных условий в 2026 году долговая нагрузка российских компаний будет снижаться, считает Габуния.
«Наши оценки показывают, что даже если допустить значительное снижение прибыли крупных компаний, они сохранят устойчивость. Доля компаний, попадающих в зону рисков, увеличится, но ненамного. Это говорит о том, что у большей части компаний по-прежнему есть запас финансовой устойчивости», — отметил он.
Чтобы держать ситуацию с долгами крупного бизнеса под контролем, Банк России с 1 декабря 2025 года еще раз увеличил надбавку по корпоративным ссудам, выданным слишком закредитованным клиентам, напомнил Габуния. Он не исключил, что если регулятор продолжит наблюдать накопление рисков в этом сегменте, то может еще ужесточить требования по таким ссудам.
Как отмечает управляющий директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов, в 2025 году темпы прироста просроченной задолженности по корпоративным кредитам были сдержанными, потому что крупным клиентам банки активно рефинансировали долги. В сегменте МСБ этого не наблюдалось.
«Условное среднее финансовое положение компаний от того, что им не рефинансируют кредиты, улучшаться, конечно, не будет», — замечает аналитик. Он считает, что на положение компаний будет влиять именно доступность реструктуризаций и оборотных кредитных линий. Без этого «в моменте растет убыточность компаний» и возникают риски банкротства или ликвидации заемщиков.
«Хотя ожидаемое замедление смягчения денежно-кредитной политики и сдержит темп роста экономики в 2026 году, мы не ожидаем значительного роста проблемной задолженности в корпоративном сегменте. Однако отдельные секторы с повышенной долговой нагрузкой, демонстрирующие ограниченную устойчивость к рискам операционной среды, могут доставить банкам определенные проблемы», — говорит руководитель группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерий Пивень.
В рознице уровень проблемных кредитов с большой вероятностью продолжит расти в потребительском и ипотечном сегментах, полагает Беликов. «Пока не стоит рассчитывать на такое восстановление выдач, которое начнет уверенно размывать просрочку по вызревающим кредитам, как это было в предшествующие годы», — поясняет эксперт.
Пивень соглашается, что уровень проблемной задолженности может нарастать чисто математически. «Но с учетом того что социально-экономическая сфера остается устойчивой (уровень безработицы стабильно низок), мы не ожидаем общего роста дефолтов в розничном сегменте», — говорит он.
Основная стадия кризиса розничных просрочек технически завершена, но проблема не устранена полностью, считает аналитик рейтингового агентства НКР Софья Остапенко: «Банки минимизируют новые риски, стараясь привлекать более надежных заемщиков, но не могут мгновенно исправить ситуацию с портфелями прошлых лет. Согласно оценкам НКР, ситуация с просрочками не улучшится радикально, но будет стабилизирована». Она, наоборот, склоняется к тому, что по мере восстановления выдач розничных кредитов доля проблемных кредитов в общем портфеле начнет размываться.
Источник: РБК