ЦБ берет пробу биометрии

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

ЦБ берет пробу биометрии

Банк России начал проверку готовности банков к снятию биометрических данных граждан. Территориальные подразделения ЦБ запрашивают банки и их филиалы о реальном положении дел. Судя по данным «Ростелекома», готовность пока крайне низкая, и ЦБ придется либо массово штрафовать кредитные организации, либо подумать об отсрочке.

Об опросах ЦБ относительно готовности к сбору биометрических данных “Ъ” рассказали участники рынка. «В пятницу мы получили от ГУ ЦБ письмо с требованием доложить о состоянии дел»,— рассказал “Ъ” топ-менеджер регионального банка. Собеседник “Ъ” в банке топ-20 сообщил, что руководителей филиалов их банка приглашали в управления для доклада о процессе внедрения сбора биометрии. «На встрече с регулятором были представители сразу нескольких кредитных организаций, работающих в регионе,— рассказывает он.— И всем задавали одни и те же вопросы: ведется ли сбор, и если нет, то когда начнется и какова готовность».

Сбор биометрических данных стартовал в банках в июле 2018 года. Как ранее сообщал ЦБ, на старте биометрия собиралась в 400 отделениях в 140 городах. К концу года кредитные организации обязаны обеспечить сбор биометрических данных в 20% своих отделений (4 тыс. к 1 января 2019 года).

Однако, согласно «Карте точек банковского обслуживания, где можно сдать биометрию», пока принимают биометрию всего 355 банковских отделений. То есть даже меньше, чем анонсировалось при старте программы. И даже если добавить Тинькофф-банк, который собирает данные путем выезда к клиенту в 80 регионах РФ (именно такую цифру назвали в пресс-службе банка), то 4 тыс. отделений все равно не выходит. Темпы сдачи биометрии также оставляют желать лучшего. По словам зампреда правления Совкомбанка Алексея Панферова, за первые четыре месяца сбора биометрии в целом по всей стране удалось собрать менее 3 тыс. биометрических шаблонов.

По мнению заместителя главы ФБК Алексея Терехова, письма и встречи на уровне территориальных подразделений ЦБ — попытка оценить реальную ситуацию в банках по внедрению биометрии и понять, насколько она далека от анонсированных планов.

При этом у Банка России совсем скоро появится реальный инструмент для борьбы с банками, затягивающими внедрение биометрии. На прошлой неделе руководитель отдела методологии департамента информационной безопасности ЦБ Виктор Лебедев на встрече с банками отмечал, что необходимый нормативный документ для проверок соблюдения требований по сбору биометрии готов и находится на регистрации в Минюсте. Обязанность банка снять биометрические данные у обратившегося клиента прямо указана в антиотмывочном законе(115-ФЗ), а также в нормативных актах ЦБ. В отношении нарушителей могут быть применены санкции: штраф в размере до 0,1% минимального уставного капитала, ограничения на проведение кредитной организацией отдельных операций и т. д.

Впрочем, эксперты не ожидают от регулятора жестких решений. «ЦБ не обязан применять санкции к банкам, так как их бездействие не несет рисков устойчивости банковской системы и сопряжено в том числе с техническими проблемами»,— отмечает партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Проблемы действительно есть и лежат они в сфере информационной безопасности (см. “Ъ” от 10 октября).

Обе банковские ассоциации — Ассоциация банков России (АБР) и Ассоциация российских банков (АРБ) — уже обращались к ЦБ с предложением смягчить требования к сбору биометрии. АБР просила сделать сбор биометрии добровольным, однако получила отказ: по мнению ЦБ, добровольный порядок «негативно отразится на уровне доступности финансовых услуг для граждан, проживающих в отдаленных и (или) малонаселенных районах». АРБ предложила освободить от сбора малые банки. Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина отмечала, что такой вариант возможен (см. “Ъ” от 19 октября), однако никаких решений пока не принято.

Учитывая, что в реальности уровень готовности к сбору биометрических данных низкий, эксперты не исключают сдвига сроков. «Это наиболее очевидный выход,— уверен Дмитрий Горбунов.— При этом отсрочка может сопровождаться предупреждениями в отношении банков, не обеспечивших сбор биометрии в 20% отделений к 1 января». По мнению заместителя главы «Финэкспертизы» Натальи Борзовой, это оптимальный выход в ситуации, когда банки говорят о невозможности выполнения требований по объективным причинам, а гражданам биометрия не слишком нужна. В ЦБ отказались от комментариев.

Вероника Горячева

Источник: Газета "Коммерсантъ" №207 от 12.11.2018
Тэги:

Читайте также

Более 6 тысяч сибиряков уже «проиндексировали» пенсию в банке «Левобережный»
Пенсионеры, ставшие клиентами банка и оформившие пенсию на счет в «Левобережном», получают надбавку за факт зачисления пенсии, потребительские кредиты, кредитные карты или вклады
Альфа-Банк стал лидером рейтинга банков на портале Сравни
Альфа-Банк занял первое место в рейтинге банков на финансовом портале Сравни
АТБ улучшил условия по накопительным счетам для премиальных клиентов
Ставка Азиатско-Тихоокеанского банка по накопительному счёту для клиентов программы «Статус» выросла до 13,5%
FINN FLARE разместит два выпуска на платформе А-Токен суммарным объемом 200 миллионов рублей
На платформе А-Токен началось размещение первого выпуска ЦФА компанией FINN FLARE
Бизнес может открыть второй счет в банке «Левобережный» за 15 минут
Открыть второй и все последующие счета в банке «Левобережный» стало еще проще
ЦБ: значительные объемы ввода жилья усилили спрос на стройматериалы в Красноярском крае
В Красноярском крае в феврале годовой рост цен на непродовольственные товары составил 5%
Россияне получили в ВТБ «арктическую ипотеку» более чем на 3 миллиарда рублей
С момента запуска «арктической ипотеки» в декабре 2023 года ее оформили более 840 клиентов ВТБ
Убыток АСВ за 2023 год составил 29,5 миллиарда рублей
Агентству пришлось создать резервы по некоторым активам
Объем денежных средств на балансе АСВ вырос в 60 раз до 1,2 триллиона рублей
Это могут быть средства, заблокированные на счетах типа «С» у недружественных нерезидентов
Выручка «Юнионпэй» по РСБУ за 2023 год выросла почти на 30%
Ее рост во многом обусловлен увеличением объема услуг технической поддержки