Теневой банкинг перестал пугать регуляторов

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Теневой банкинг перестал пугать регуляторов

Объемы небанковского кредитования, или «теневого банкинга», который мировые регуляторы воспринимали как потенциальную угрозу финансовой стабильности, достигли $45,2 трлн., или 13% глобальных финансовых активов, говорится в ежегодном докладе Совета по финансовой стабильности (FSB). На фоне роста доли небанковских финансовых посредников (48%) банки, в свою очередь, контролируют 40% глобального финансового сектора, и их доля продолжает снижаться. Однако после кризиса тревога по поводу связанных с небанковскими финансами рисков в мире снизилась, регуляторы изолировали от них банковские системы, и новых угроз пока нет: в FSB считают, что изменений глобального регулирования ситуация не требует.

В докладе FSB анализируются данные балансовых счетов финансового сектора в 29 юрисдикциях, на долю которых приходится 80% глобального ВВП. По данным совета, в конце 2016 года общий объем активов всех финансовых корпораций вырос до $340 трлн. — 540% глобального ВВП. Активы всех небанковских финансовых посредников достигли $160 трлн. (48% глобальных активов, доля растет пятый год подряд), из них на прочих финансовых посредников (ПФП, главным образом различные инвестфонды) приходится 30% активов. В частности, небанковское кредитование росло во всех 29 юрисдикциях с 2011 года в среднем на 8,3% в год, главным образом за счет Каймановых островов, Китая и Люксембурга. В 2016 году рост составил 7,6%, под контролем этого сектора оказалось $45,2 трлн. (13% глобальных финансовых активов).

Доля небанковского кредитования в ВВП изученных стран в 2011–2016 годах увеличилась с 62% до 73%. Механизмы коллективного инвестирования, подверженные рискам панического изъятия средств,— на них приходится 72% «теневого банкинга» в понимании FSB — за год выросли на 11%. Небанковское финансирование — важная альтернатива банкам, создающая им конкуренцию и помогающая поддерживать экономическую активность компаний и диверсифицировать источники кредитования. Однако участие небанковских финансовых организаций в операциях по преобразованию краткосрочных депозитов или ликвидности в долгосрочные и в создании кредитного плеча может быть источником системного риска — как напрямую, так и за счет угроз банковской системе, отмечают в FSB.

Размер финансовых активов самих банков рос быстрее, чем в прежние годы, но их доля в глобальной финансовой системе (40% на конец 2016 года) продолжала сокращаться пятый год подряд. Особенно заметно процесс шел в зоне евро. Тем не менее в большинстве юрисдикций банки по-прежнему составляют крупнейший сектор финансовой системы, особенно велика их роль в Азии и большинстве стран с формирующимися рынками. В юрисдикциях же с высоким удельным весом финансовой системы по отношению к ВВП наблюдается обратная ситуация: в Люксембурге на долю ПФП приходится 92% активов, на Каймановых островах — 85%, в Ирландии — 76%, Нидерландах — 58%. Активы страховых корпораций также росли — до $29 трлн. на конец 2016 года, но хотя это выше максимального докризисного значения ($24 трлн.), доля страховщиков в глобальной финансовой системе (9%) также заметно сократилась. Активы пенсионных фондов составили $31 трлн. (также 9% глобальных активов). С 2011 года сектор рос в среднем на 6% в год — главным образом за счет фондов США, где сосредоточены 60% активов.

Отметим, что происходящее в нефинансовом секторе было причиной озабоченности регуляторов и Совета по финансовой стабильности в 2008–2012 годах. После ипотечного кризиса в США они внимательно изучали возможность перетока кризиса из нерегулируемых областей в банковские системы — и принимали меры по изоляции последних, в том числе за счет ужесточения требований к участию банков в финансировании небанковского финансового сектора. Впрочем, по оценке FSB, аспекты «теневого банкинга», способствовавшие кризису, значительно сократились. Реформы в сфере регулирования способствовали сокращению рисков в таких областях, как инвестфонды денежного рынка и сделки репо. Новых угроз, которые бы потребовали регулирования на глобальном уровне, FSB выявить не удалось — хотя совет не исключает, что они могут появиться в будущем. В частности, одной из сфер, которая должна стать предметом пристального мониторинга, ряд регуляторов назвал финтех.

Надежда Краснушкина

Источник: Газета "Коммерсантъ" №41 от 13.03.2018
Тэги:

Читайте также

РСХБ: об инвестировании и монетном царстве
Красноярский филиал Россельхозбанка предлагает приобрести золотые инвестиционные монеты
Ошибки заемщиков при рефинансировании кредита
Ошибки заемщиков при рефинансировании кредита
Солид-Банк: с рефинансированием можно погасить действующий кредит за счет нового
ВТБ начнёт выдавать ипотеку в Туве
В мае клиенты ВТБ смогут получить ипотеку на покупку жилья в Республике Тыва, а также в других российских регионах
РСХБ презентовал цифровые решения для поддержки АПК
Россельхозбанк принял участие в Форуме «Развитие агробизнеса России»
НРА повысило кредитный рейтинг Дальневосточного банка до уровня «ВВВ+|ru|»
Повышение  кредитного рейтинга АО «Дальневосточный банк» до уровня «BBB+|ru|» обусловлено улучшением рентабельности
Опрос ВТБ: системой быстрых платежей для переводов пользуются 70% сибиряков
Более 70% сибиряков пользуются услугами переводов самому себе в разные банки через СБП
Минфин сообщил о плане сделать упор на ИЖС при выдаче семейной ипотеки
Замглавы Минфина Чебесков: упор при выдаче семейной ипотеки будет сделан на ИЖС
Власти продлят требования по возврату валютной выручки до конца года
В РСПП считают, что в текущих условиях мера требует послабления
Объем вкладов индивидуальных предпринимателей вырос в 10 раз за 10 лет
После включения в 2014 году индивидуальных предпринимателей в периметр системы страхования вкладов их накопления в банках выросли в 10 раз
АКРА впервые с 2022 года присвоило международный рейтинг российской компании
Это указывает на наличие суверенного рейтинга у России по международной шкале АКРА, пишут «Ведомости»