Ставят на карту: почему кредитки оказались самым выгодным продуктом для банков
Кредитные карты — единственный сегмент розничного потребительского кредитования, который показал рост доли. За год она увеличилась с 15,5% до 18,1%, подсчитали аналитики Frank RG.
Продукт для кризиса
Это произошло, с одной стороны, за счет снижения, которое продемонстрировали другие сегменты: доля автокредитования упала с 10,2% до 9,8%, POS-кредитование с 2,1% до 1,7%. Самый крупный сегмент кредитов наличными также не избежал сокращения доли — с 72,2% до 70,4%.
С другой стороны, именно в сегменте кредитных карт банки быстрее смогли адаптироваться к изменившимся условиям, считают аналитики Frank RG. Резко сократив выдачи новых карт в марте, в следующие месяцы банки планомерно восстанавливали их до пика в августе, а после объявления частичной мобилизации в РФ опять сократили новые выдачи. При этом выдачи кредитов по кредитным картам снижались весной, но осенью продолжали расти.
Опрошенные банкиры признавались, что весной на месяц приостанавливали выдачу карт, чтобы оценить последствия геополитики на поведение россиян.
Ужесточение кредитной политики и требований ЦБ фактически выдавило рискованных заемщиков с рынка — вместо новых кредиток они получили новые займы в микрофинансовых организациях, говорит проектный лидер Frank RG Анна Стогниенко. «Формально доля просрочки в кредитных картах выросла с 12,5% до 13,2%, однако еще в начале 2022 года мы прогнозировали, что она по итогам 2022 года будет выше 15%, и предупреждали банки об этих рисках. Однако значительного роста дефолтности не случилось. Более того, параллельно мы увидели рост просрочки более 90 дней в портфелях МФО — с 30% до 43%. Это дает нам понимание, что банки провели отсев самых неблагонадежных клиентов».
В новом году главной задачей банков на рынке кредитных карт станет удержание клиента и предложение карточных кредитных продуктов владельцам дебетовок, говорит Стогниенко. Несмотря на то, что проникновение кредитных карт в России в 2-3 раза ниже, чем в США и Европе (в РФ всего 20% экономически активного населения являются владельцами кредиток), клиенты «с улицы» пока интересуют банкиров меньше внутренней базы, чьи доходы, расходы, сбережения и кредиты им видны и понятны.
Больше льгот, но меньше кешбэка
Сейчас в среднем на клиента оформлено 2,3 карты, поэтому в новом году банки будут добиваться от клиента того, чтобы именно их кредитная карта стала для клиента картой первого выбора.
- Они продолжат соревноваться в длительности грейс-периода. В 2022 году его средняя продолжительность выросла с 91 до 111 дней.
- Появится больше бесплатных кредитных карт. В 2022 году их доля выросла с 26,5% до 65,6%.
- Также банки активно будут предлагать клиентам опцию бесплатного снятия наличных. Банки могут безболезненно предлагать такую опцию, так как доля клиентов, снимающих с кредитки наличные сокращается — в 2022 году она упала с 36% до 30%. Также падают и объемы снятия наличных — в 2022 году они снизились с 11% до 8% от оборота.
А вот в части кешбэков пряников не предвидится. Банки не отказываются от программ лояльности, но продолжают ухудшать условия. Так, в массовом сегменте средняя выгода по программе лояльности в 2022 упала с 1,1% до 0,8%, а в премиальном — с 1,9% до 1,7%, выяснили аналитики Frank RG.
Бьются за карты
Рынок продолжил концентрироваться в руках топ-5 банков — их доля выросла до 85% (+1 процентный пункт за год).
В 2022 году Сбер и «Тинькофф» росли практически одинаково — на 27,6 и 25,2% соответственно. Рост у остальных игроков из пятерки крупнейших: Альфа-банка, ВТБ и Совкомбанка — варьировался от 15,6% до 18,6%.
Основная динамика передела рынка сосредоточена на игроках ниже 6-го места по доле кредитного портфеля. И там игроки в 2022 году показывали куда более агрессивный рост. Например, МТС-банк нарастил портфель на 57,7%, «Уралсиб» — на 56%, а Газпромбанк — на 51,4%. Чтобы удержать долю, полученную таким агрессивным ростом, им придется «бежать еще быстрее», следует из выводов Frank RG.
Сокращение портфелей показали только Юникредит банк, Почта-банк и «Хоум Кредит». Frank Media направили запрос в эти банки.
В прошлом году в период повышенной волатильности «Хоум Кредит» был в больше мере сфокусирован на оптимизации продуктовой линейки кредитных карт и повышении доходности продукта, нежели на наращивании портфеля, рассказал Frank Media главный управляющий директор банка Андрей Спиваков. В частности, банк запустил обновленную универсальную кредитную карту «120 дней без %», объединившую в себе самые востребованные возможности на рынке.
«В прошлом году мы сфокусировались на кредитах наличными, что позволило нам на падающем рынке выдать столько же, сколько в 2021 году, и подняться на 4-ю строчку в этом сегменте. В настоящее время мы модернизируем продуктовую линейку и в этом году планируем запуск новых карт, в том числе кредитных, и расширение каналов продаж», — передала пресс-служба Почта-банка.
Рассрочка наступает на пятки
В последние годы карты рассрочки стали активно развивающимся сегментом, который может составить конкуренцию кредитным картам.
BNPL — сервис, дающий возможность разделить оплату покупки на равные части, при этом не оплачивая проценты, как в традиционном кредите. По сути такой сервис является рассрочкой, но без кредитного договора. Такие карты, по данным Frank RG, уже предлагают шесть банков из топ-20. При этом многие банки миксуют сервисы — держатели кредитки часто имеют опцию оформить рассрочку по некоторым операциям дополнительно.
Потенциал рынка сервисов рассрочки (или BNPL — Buy Now, Pay Later) по итогам 2022 года оценен в 10-30% экономически активного населения.