Спрос на новостройки упал почти на 40% за последний год
С июля 2024 года по июль 2025 года в России удалось продать 458 727 квартир общей площадью 21,9 млн квадратных метров. По сравнению с предыдущими 12 месяцами этот показатель меньше на 38,7% в лотах и на 37,2% в квадратных метрах, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на отчет Дом.рф.
«Циан» приводит похожие цифры: по данным площадки, за последний год удалось реализовать 477 000 квартир, что на 39% меньше показателя за прошлый период.
Причина сокращения спроса кроется в снижении поддержки строительного рынка со стороны государства, считают эксперты. В 2024 году была отменена льготная ипотека, действовавшая с 2020 года и подстегивавшая спрос на жилье, а правила выдачи семейной ипотеки были ужесточены. Кроме того, кредиты также подорожали вместе с ростом ключевой ставки. Все это в совокупности привело к снижению спроса на квартиры, считают эксперты.
За первое полугодие 2024 года доля продаж с привлечением кредитных средств снизилась на 60%. Застройщики придумывали новые инструменты для привлечения клиентов, чтобы сохранить спрос. В итоге рост продаж за наличные или в рассрочку вырос с 23 до 40% за этот же период.
По данным «Циан», сильнее всего пострадал Красноярский край, где спрос снизился на 63%, следом идет Краснодарский край с падением продаж на 59% и Самарская область с показателем 58%. Спрос на жилье в Москве и Подмосковье также упал, но, что касается, «старой столицы», то там он все равно оказался наиболее устойчив. По словам директора по продажам ГК «Гранель» Ларисы Маслюковой, это связано с тем, что в «старой Москве» проживает большее число людей с высокими доходами, которые менее зависимы от льготных программ.
Есть также и регионы, где, несмотря на общий спад, статистика по продажам новостроек пошла вверх. Бурятия показала рост в 27% по количеству жилищных сделок, продажи в Крыму увеличились скромнее — на 2%. Эксперты связывают подобный рост с наличием дальневосточной ипотеки в Бурятии и с выходом федеральных банков на рынок полуострова.
Источник: Frank Media