«Спрос, который просто вышел из-под контроля»
Высокие процентные ставки и ужесточение регулирования Центробанк не помешают рынку автокредитования показать рекордный рост за 2024 год — он достигнет 2,56 трлн рублей, что на 66% больше чем годом ранее, прогнозируют аналитики Frank RG. Это демонстрирует, что розничный рынок, и автокредитование в частности, «оторвались» от ключевой ставки, констатировал старший проектный лидер Frank RG Станислав Сухов. При ключевой ставке 7,5% годовых в третьем квартале 2023 года объем выдач составлял 465 млрд рублей, а уже через год в третьем квартале 2024 года при ключевой в 21% — 708 млрд рублей, заметил он. Аналитики опросили представителей крупных игроков для совместного исследования Frank RG и «Автостата» — «Автокредитование — 2024. Это была славная охота».
Несмотря на усилия ЦБ по охлаждению рынка, ощутимых изменений в 2024 году это не дало. “Мы сами приложили к этому руку: постзалог, фейковые кредиты (когда клиент изначально планировал купить авто без кредита — FM) – это привело к тому, что автокредитование стало заметным, и его «гасят»», рассказал один из опрошенных сотрудников банка из топ-20. Кроме того, несколько банкиров признаются отмечают сложности с прогнозированием спроса, который, по словам одного из них, «просто вышел из-под контроля».
Мы в этом году оказались в ситуации, в которой контроль над рынком был принципиально утерян. Все прогнозы, которые строились, вообще не срабатывают. Явно на сегодняшний день ни ЦБ, ни банки реально прогнозировать спрос не могут – он просто вышел из-под контроля.
Средняя маржинальность портфеля автокредитов с учетом чистых комиссионных доходов и расходов на резервы у четырех крупнейших банков сократилась к июню до 2,8%, подсчитали аналитики Frank RG. Причем с ноября 2023 года она сократилась на 2,1 процентных пункта (была на уровне 4,9%). В то время как процентные ставки по вкладам физических лиц с третьего квартала 2023-го за год выросли на 8,5 п.п., до 18,7%.
На прошлой неделе Экспобанк, входивший в топ-10 игроков рынка автокредитования, свернул этот сегмент. В банке объяснили это решение «текущей оценкой рынка».
Однако, другие крупные игроки рынка не ждут, что кто-то из других участников решит свернуть бизнес. «Сейчас небольшим банкам и дилерам сложнее всего из-за вопросов по достаточности капитала, но мы в этом смысле, “большая пятерка”, чувствуем себя чуть понадёжнее”, — заявила начальник управления продаж автокредитов Совкомбанка Мария Кукса. Однако она считает, что и банкам и дилерам придется пересмотреть аппетиты к марже и риску для сохранения бизнеса. Руководитель управления автокредитования Т-Банка Кирилл Бакулин уточнил, что объединение с Росбанком позволяет группе сохранить этот бизнес. Кукса согласилась, что сценарий консолидации бизнеса у крупных участников остается вероятным, однако она допускает, что вариант участники, свернувшие его, также вернутся.
По данным Frank RG, совокупная доля рынка у пяти его крупнейших игроков (Сбер, ВТБ, Росбанк и др.) по количеству выданных автокредитов в 2024 году достигает 70%, притом, что в 2021 году это было 52%. К тому же, по прогнозам аналитиков, 2025-й год может стать «годом поиска капитала» — банкам требуется все больше капитала на рост розничного портфеля.
В 2025 году конкуренция на рынке автокредитования будет ужесточаться: «красный океан» станет еще краснее», констатируют аналитики. Среди регуляторных «неприятных сюрпризов» они выделяют: макропруденциальные лимиты, необходимость подтверждения доходов заемщика, запрет на продажу дополнительных продуктов в теле кредита и запрет опции «назначь свою ставку».
По прогнозам Frank RG и «Автостата», в 2025 году рост рынка составит всего 3%, до 2,64 трлн рублей, а последующие два года — по 15% ежегодно, до 3,5 трлн рублей в 2027 году.
По словам руководителя кредитования и страхования вертикали «Авто» финтех-компании «Баланс Платформа» Алексея Бородавина, в октябре сокращение выдач автокредитов по сравнению с сентябрем составило 35-40%. Помимо регуляторных причин сокращения (когда банки вынуждены формировать повышенные резервы с учетом роста базы клиентов, что делает сделки убыточными для банков и их проще не выдавать или отказывать) есть еще и две других. Во-первых, часть банков использовала имеющийся капитал и тратит его на бизнес с более гарантированной доходностью. Например, корпоративное кредитование, где реализуется ценообразование по принципу «ключевая ставка + маржа». Во-вторых, ПСК: резкий рост фондирования привел к тому, что бизнес модель части банков не соответствует в текущим ограничениям, поэтому часть программ сворачивается. «Если говорить о полном закрытии, то мы знаем только об одном таком факте. С другой стороны, мы знаем и о планах двух федеральных банков войти на этот рынок», — заявил он.