Совокупный факторинговый портфель во втором квартале снизился на 57 миллиардов
Совокупный факторинговый портфель участников рынка снизился на 2,3%, или 57 млрд рублей по сравнению с первым кварталом 2025 года, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на предварительные консолидированные данные Ассоциации факторинговых компаний (АФК). Под совокупным факторинговым портфелем, в свою очередь, принято понимать размер непогашенной задолженности перед фактором на отчетную дату. Ранее снижение портфеля по итогам второго квартала было зафиксировано в 2022 и 2020 году — тогда оно составило -4% и -6% соответственно.
Несмотря на это, число активных клиентов по сравнению с предыдущим кварталом выросло на 16%. По мнению старшего директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» Владимира Тетерина, рост клиентов обеспечило увеличение факторинговыми компаниями охвата малого и среднего бизнеса.
Если говорить об итогах первого полугодия, то объем средств в факторинговом портфеле на 1 июля 2025 года составил 2,4 трлн рублей, что в процентом соотношении на 2,4% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Число клиентов тоже увеличилось — на 18,6% по сравнению с первым полугодием прошлого года.
По данным АФК, по итогам первого квартала 2025 года динамику хуже рынка показали «ВТБ факторинг», «РСХБ Факторинг», МКБ и «Сбербанк Факторинг» — -19,3%, -9%, -3% и -2,9% по совокупному факторинговому портфелю соответственно.
В «РСХБ Факторинге» внимание газеты обратили на то, что портфель за первый квартал базируется на выдачи финансирования под конец года, на который исторически приходятся самые большие объемы выдачи. При этом итоги по второму кварталу зависят от объема финансирования за январь-март, когда, наоборот, наблюдается спад деловой активности, уточняет гендиректор «РСХБ Факторинга» Михаил Яценко.
Он также добавляет, что снижение ключевой ставки пока что не сказалось на спросе, но, вероятно, это изменится в следующем полугодии. Исполнительный директор АФК Дмитрий Шевченко уточняет, что факторинговое финансирование очень короткое, а потому в периоды экономического стресса этот рынок может как быстро затормозить, так и достаточно быстро ожить.
Источник: Frank Media