Введите запрос для поиска

Скрыть поиск
Выборка по вкладам

Рост цен на ОСАГО не обгонит инфляцию

Как заявил 7 ноября в Госдуме зампред Банка России Владимир Чистюхин, тарифная реформа ОСАГО может привести к росту стоимости полисов, но в среднем рост не превысит 1,5% — таковы результаты последнего актуарного исследования по тарифам. Впрочем, еще одни расчеты, которыми руководствуется регулятор в подготовке реформы и с которыми ознакомился “Ъ”, предлагают усложнить получение автовладельцами скидок за безаварийную езду, увеличить максимальную наценку за совершение ДТП и продлить ее применение на годы.

7 ноября на совместном заседании транспортного и финансового комитетов Госдумы зампред ЦБ Владимир Чистюхин рассказал о проведении уже трех актуарных оценок для тарифной реформы ОСАГО. Последняя (анализ по расчетам за первое полугодие 2018 года) показала, что по итогам первого этапа реформы «средняя стоимость полиса практически не должна вырасти». «Рост, если будет, составит не более 1,5%» для легковых автомобилей физлиц, заявил он. Эти результаты работы страховых математиков гораздо лояльнее к автовладельцам —

предыдущие оценки расчета тарифов (по итогам 2017 года) указывали на необходимость их увеличения на 44%.
Напомним, весной ЦБ сообщил о подготовке первого этапа реформы — расширении на 20% вверх и вниз тарифного коридора, изменении системы «бонус-малус» (КБМ) и коэффициента возраста и стажа. По словам господина Чистюхина, более чем в 20 регионах РФ тариф может быть снижен. Однако исследование Финансового университета для ЦБ по реформе системы КБМ (есть у “Ъ”) констатирует, что для сбалансированности системы получение скидок за безаварийную езду следует существенно усложнить, а санкции за аварии — ужесточить.

Напомним, сейчас действуют 15 классов аварийности, максимальный увеличивает тариф в 2,45 раза, минимальный — снижает вдвое. После аварии по вине водителя он переходит в максимальный класс аварийности и может вернуться к базовой цене полиса только через четыре года. При разработке этой системы как прототип «была использована немецкая система, которая в процессе доработки была модифицирована экспертными предположениями без проведения расчетов и в результате оказалась теоретически несбалансированной», признают исследователи.

Анализ данных ЦБ по ОСАГО подтверждает это — средняя стоимость ОСАГО снижается (на 13,4% во втором квартале 2018 года в сравнении с первым кварталом 2016 года). Частично это связано с попытками страховщиков не принимать на страхование наиболее рисковые сегменты страхователей. Также причиной могут быть и «фундаментальные особенности» — после 14 лет эксплуатации системы КБМ ее параметры далеки от стабильности, констатируют страховые математики. Долгосрочно нынешняя система приведет к сокращению страховой премии более чем вдвое: среднее значение КБМ за последние три года снизилось до 0,81 «против ожидаемого равновесного значения, равного единице», а при продолжении тренда максимальную скидку получат около 70% застрахованных.

Чтобы сбалансировать систему, исследователи предлагают ужесточить переходы автовладельцев между классами аварийности. В жестком варианте максимальный коэффициент для аварийного класса М (2,45) предлагается повысить до 3,85, а срок его применения продлить до девяти лет. При этом вернуться к коэффициенту 1 можно будет только на 12–13-й год, а скидки за безаварийную езду начнутся на 14–15-й год после ДТП. Во втором варианте максимальный коэффициент предлагается поднять до 2,78, а срок выхода из него — до шести лет без аварий. При этом оба варианта предполагают схему «больше штрафов, меньше скидок». Фактически в такой конструкции реформа КБМ сведется к балансировке экономики ОСАГО за счет «аварийных» водителей — по данным, которые привел 7 ноября в Госдуме господин Чистюхин, без аварий в РФ ездят 80%, 20% попадают в ДТП один раз или более. Впрочем, пока сроки тарифной реформы начиная с весны сдвигаются, очередная намеченная регулятором дата вступления новых тарифов — с начала 2019 года.

Татьяна Гришина

Источник: Газета "Коммерсантъ" №205 от 08.11.2018
Тэги:

Читайте также

В Сбербанке можно обменять мелкие монеты на памятные 25-рублевые
С 22 по 28 апреля 2019 года в офисах Сбербанка можно обменять монеты номиналом 1, 5, 10 и 50 копеек, а так же 1 рубль на более крупные денежные знаки
«Левобережный» продлил режим торгов на внебиржевой сессии QUIK по китайскому юаню
Банк «Левобережный» увеличил время внебиржевой сессии QUIK для покупки китайской национальной валюты расчетами «TODAY»
Банки свернули программу льготного автокредитования
Как стало известно порталу «Финансист», выдача льготных кредитов по госпрограммам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» завершается
Слабость спроса все очевиднее
Макростатистика за 1 квартал 2019 года от Альфа-Банка
Рубль в плюсе
Еженедельный обзор валютного рынка от Альфа-Банка
Клиенты Сбербанка смогут использовать алгоритмические приказы для заключения конверсионных сделок
Пользователи платформы Sberbank Markets первыми получили доступ к алгоритмическому приказу TWAP
ВТБ подписал соглашение о сотрудничестве с Чеченской Республикой
18 апреля в рамках визита в Чеченскую Республику президент-председатель правления банка ВТБ Андрей Костин провел рабочую встречу с главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым
Сбербанк предоставил финансирование компании «Альфа-Лизинг»
Сбербанк открыл компании «Альфа-Лизинг» кредитную линию на 5 миллиардов рублей сроком на 4 года
В марте годовая инфляция в крае ускорилась до 5,7%
Годовая инфляция в Красноярском крае в марте ускорилась также, как в целом по Сибири – до 5,7% после 5,5% в феврале 2019 года