Российский лизинг застыл перед обрывом
Объем нового бизнеса российских лизинговых компаний (ЛК) за девять месяцев этого года составил 2,63 трлн рублей, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, следует из данных «Эксперт РА» (получены в результате анкетирования ЛК), приведенных в обзоре Обзор «Рынок лизинга: точка излома» (с ним ознакомились Frank Media).
Впрочем, рост был обеспечен только благодаря нескольким крупным сделкам в корпоративном сегменте: Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) подписала контракт на строительство и поставку 41 высокоскоростного поезда для высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург; а «Сбербанк Лизинг» заключил несколько разовых сделок в субсегменте недвижимости.
Эти сделки позволили корпоративному сегменту в показателях нового бизнеса вырасти за девять месяцев на 53%. Если бы в третьем квартале их не случилось, то корпоративный сегмент просел относительно аналогичного периода прошлого года на 21%. «Авиационный транспорт и водные суда, продолжающие испытывать сложности в связи с невысокими производственными мощностями, а также нехваткой импортных комплектующих и отечественных аналогов», — говорится в обзоре «Эксперт РА». Падение в этих субсегментах составило 20 и 53% соответственно.
«В железнодорожном–сегменте на стоимость владения вагонами влияют высокие ставки по заемному финансированию. Длительный срок окупаемости инвестиций в подвижной состав также является значительным барьером», — говорит гендиректор «Регион Лизинга» Рустем Мухамедов. По его словам, поэтому многие компании вынуждены пересматривать свои инвестиционные программы, откладывать приобретение новых вагонов.
Розничный сегмент также показывает отрицательную динамику: падение по новому бизнесу за девять месяцев составило 4%. «В минус» ушел субсегмент грузового автотранспорта (-11%), хотя по итогам полугодия показывал положительную динамику. В отрицательно зоне по новому бизнесу продолжает находиться строительная и дорожно-строительная техника (ДСТ) — -18%. Замедлил темпы роста лизинг легковых автомобилей: если за шесть месяцев рост составлял 24%, то в январе – сентябре – лишь 13%.
Отмечают в третьем квартале снижение спроса на услуги и, соответственно, замедление темпов роста заключения договоров в ЛК «Европлан». Это «связано с двумя повышениями ключевой ставки в третьем квартале», отмечает первый заместитель гендиректора автолизинговой компании Илья Ноготков. «Текущий уровень ключевой ставки становится заградительным», — вторит ему руководитель «ДельтаЛизинга» Максим Гончарук (его словам приведены в обзоре «Эксперт РА»).
С конца июля начался новый период поступательного повышения ключевой ставки Банком России: к концу октября она взлетела сразу на пять процентных пунктов (п.п.), достигнув рекордных 21% годовых. При этом не исключено ее дальнейшее повышение в декабре, как это прогнозируют, например, крупнейшие российские финансовые группы – Сбербанк и ВТБ.
Чуть меньше трети – 30% – из опрошенных «Эксперт РА» лизинговых компаний назвали в качестве основного вызова, вставшего перед отраслью, именно рыночную макроконъюнктуру, прежде всего, удорожание фондирования. Рост ставок в свою очередь ретранслируется в снижение спроса – его основной проблемой считают 16% респондентов. Третье место среди выделенных ЛК вызовов делят рост цен и ухудшение платежеспособности лизингополучателей (по 15%). Последний пункт также имеет прямое отношению к увеличению стоимости денег, следствием которого является замедление экономики.
В таких условиях в «Эксперт РА» ожидают снижение лизингового рынка по итогам 2024 года на 8-10%. «Текущий год проходит в условиях жесткой денежно-кредитной политики регулятора, что вместе с ростом цен и высокой степенью удовлетворения спроса в 2023 году оказало сдерживающее влияние на динамику лизингового рынка в России», — отмечают аналитики рейтингового агентства. Падение на уровне 10-15% закладывают в «Регион Лизинге».
Но и от следующего года ожидать положительной динамики не стоит, уверены участники рынка и эксперты. «В 2025 года на лизинговый бизнес продолжат оказывать давление сложная рыночная конъюнктура и еще большая неопределенность относительно инфляционных ожиданий и ключевой ставки, что может привести к сокращению объема нового бизнеса не менее чем на 20% к текущему году», — пессимистичны в «Эксперт РА». «Имеющиеся прогнозы пока не дают оснований говорить о росте рынка лизинга в следующем году. Мы ожидаем динамику как в текущем году, то есть снижение в пределах 10-15%», — дает сдержанный прогноз Рустем Мухамедов. «В таких волатильных условиях сложно строить прогнозы даже на ближайшие кварталы», — паникует Илья Ноготков.