Россияне больше покупают в рассрочку
Общий объем покупок, совершенных с помощью BNPL-сервиса (buy now, pay later, «покупай сейчас, плати потом») «Долями», которая принадлежит группе «Тинькофф», с момента запуска в апреле 2021 года превысил 10 млрд рублей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные компании. За весь 2022 год ежемесячный объем покупок, оплаченных по частям через сервис кредитной организации, увеличился более чем в десять раз.
Опрошенные изданием участники рынка также оценивают рост оборота BNPL в 2022 году «на порядок», до нескольких десятков миллиардов рублей. Тенденция роста или падения в такой рассрочке отличается от обычного потребительского кредитования, где в 2022 году наблюдались проблемы: «Все явления по росту и снижению показателей здесь обусловлены тем, что на рынок выходили новые игроки и происходила отладка технологий»,— пояснили в Сбербанке.
BNPL — сервис, дающий возможность разделить оплату покупки на равные части, при этом не оплачивая проценты, как в традиционном кредите. В России BNPL-сервис предлагают крупные кредитные организации, среди которых: «Тинькофф банк» («Долями»), Сбербанк («Плати частями»), Альфа-банк («Подели»), а также маркетплейсы — «Яндекс» («Сплит»), ЦФТ (PayStep), Ozon.
Как отмечает руководитель группы по работе с финансовыми институтами компании ДРТ Максим Налютин, сервис рассрочки заменяет собой POS-кредитование, но с учетом реалий онлайн-ритейла. Например, в Казахстане на BNPL приходится 20% потребкредитования. А по разным оценкам, к 2025 году мировой рынок рассрочки достигнет $350–400 млрд, к 2030 году же может превысить $2–4 трлн.