РГС Банк и банк «Открытие»: рост продаж новых автомобилей может начаться в мае

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

РГС Банк и банк «Открытие»: рост продаж новых автомобилей может начаться в мае

Эксперты РГС Банка (банк для автомобилистов) и банка «Открытие» проанализировали динамику рынка продаж новых автомобилей в марте и I квартале 2022 года. Остановка заводов и новых поставок машин в первый весенний месяц заставили дилеров кратно сокращать продажи и делать акцент на выживании бизнеса. К концу I полугодия в 2022 году может быть продано порядка 460-490 тысяч новых автомобилей по сравнению с 871 тысячей за аналогичный период прошлого года. Рост продаж относительно последних месяцев скорее всего начнется в мае, когда будут налажены поставки ряда марок, прежде всего китайских брендов, и найдено решение по импортозамещению комплектующих для локализованных производств. Подстегнуть покупательский спрос также может снижение ставок по автокредитам. 

В марте в России было продано 55 129 новых автомобилей (на 63%  меньше, чем в марте 2021 года) – это  самый низкий результат для первого месяца весны за все время наблюдения за современным авторитейлом России. По итогам первого квартала 2022 года продано (включая продажи BMW, Mercedes-Benz и Mini) 277,3 тысячи новых автомобилей – на 28% меньше, чем в первом квартале 2021 года. Рынок падает 9-й месяц подряд.

В марте текущего года бизнес, по сути, не работал, а выживал благодаря запасам складов. Единственная положительная тенденция марта текущего года – возврат официального курса рубля к близким до «спецоперации» значениям. Однако, пока резко выросшие цены не спешат понижать ни дистрибьюторы, ни дилеры, конечная стоимость многих машин по-прежнему превышает возможности большинства покупателей.

При этом в течение марта можно было наблюдать две основные тенденции. В первой декаде был резкий всплеск спроса, когда на фоне рекордного падения курса рубля люди стремились вложиться в «железо», заводы один за другим декларировали остановку, а дистрибьюторы – заморозку поставок. Во второй декаде марта, когда больше половины продавцов многих дилерских центров были отправлены в отпуск, продажи практически остановились. Все эти процессы негативно отразились на объемах бизнеса большинства марок. Снижение продаж зафиксировано по 39 из 45 брендов.

По итогам марта первое место в рейтинге продаж на российском рынке сохранила Lada, но и она закрыла месяц с результатом 12,3 тысячи автомобилей, что на 21,5 тысячи или на 64% меньше, чем в марте 2021-го. За первый квартал продажи АвтоВАЗа упали до 52,7 тысячи автомобилей или на 37%. При этом сильнее всего у АвтоВАЗа сократилась реализация Lada Granta: в марте 2022 года покупателям смогли продать лишь 3 433 а/м, в 3,7 раза меньше, чем в марте 2021 года. В то же время именно Granta, а также Lada Niva (продано 2 896 а/м, -52%) могут помочь поднять продажи бренду в будущем, так как именно для них исторически локализовано наибольшее число комплектующих.

Kia сохраняет за собой первое место среди иномарок и второе в абсолютном зачете брендов, несмотря на 6 336 а/м или «минус» 68%. При этом бестселлер марки не изменился – это Rio. В марте этот автомобиль разошелся тиражом 2,9 тысяч (-64%). А по результатам квартала (17 017 а/м) именно Rio стала самой продаваемой моделью в абсолюте. 

Тройку брендов-лидеров традиционно замыкает Hyundai (4 909 проданных автомобилей, падение на 68%). По седанам Solaris за март состоялось 1,7 тысячи продаж, в 3,6 раза меньше, чем в марте 2021 года. Кроссоверов Creta реализовали 1 563 а/м – аж в 4,4 раза меньше. Удивил у Hyundai лишь вседорожник Tucson –734 а/м. На фоне того, что год назад покупателей нашли лишь 167 машин этой модели, это означает рост в 4,4 раза. Нашлись щедрые запасы на складах. Остальные модели Hyundai по-прежнему не попадают в топ-25 наиболее популярных.

Дилеры компании Renault, что снова не попадет на пьедестал, но вошла в квартет лучших по продажам марок, в марте 2022 года отчитались о 4 072 сделках (-65%). Как и все западные компании, французы оказались не готовы нести риски, прежде всего, в части имиджа. Прочие иностранные бренды, составившие десятку лидеров, показали не менее удручающие результаты: Volkswagen (2,4 тысячи а/м, -74%), Skoda (2,8 тысячи а/м, -71%). Лишь с немногим менее значительным падением март закончила Toyota (3,2 тысячи а/м, -69%). Nissan декларировал продажи в 2,7 тысячи а/м (-53%). В целом о падении отчиталось 39 марок. И лишь шесть – Exeed, Isuzu, Chevrolet, DFM, Great Wall и Hino – о росте. Но в целом эта «шестерка» реализовала менее 800 автомобилей. Рост обеспечен низкой базой или даже отсутствием продаж прошлого периода.

В более-менее выгодной ситуации оказались разве что «китайцы». Хотя и здесь бизнес в основном в марте сжимался, разве что чаще не такими резкими темпами, как у брендов из других стран. Лучше других чайна-марок в марте «выступили» на рынке дилеры компании Haval – реализовали 1 573 автомобилей (- 44%). На второе место вышла компания Geely: ее продажи за март составили 1 492 новых а/м (-14%). Бестселлером марки неожиданно стал самый дорогой в модельной гамме кроссовер Tugella (553 автомобилей, рост в 6,8 раза). Его доставляют из Китая. Лидировавший прежде паркетник Coolray откровенно «провалился» – 497 а/м (-66%). Сборка этой модели ведется в Белоруссии, и у нее есть проблемы с поставками комплектующих. Родственные друг другу бренды Chery и Exeed  продали примерно по полтысячи новых автомобилей каждый.

В целом «китайцы», которые дали понять, что не имеют политических предпосылок против продолжения бизнеса в России, находятся сейчас едва ли не в самой выгодной ситуации среди всех представленных у нас брендов. Но и сложностей много. Прежде всего логистика брендов из Поднебесной была часто «завязана» на западные компании, которые приостановили сотрудничество с Россией. Кроме того, немало «китайцев» успели отметиться очень серьезным (иногда до 60% за I квартал) ростом цен. Машины, закупленные дилерами по тем прайс-листам, когда за доллар просили выше 130 рублей, еще долго не будут продавать сколько-нибудь дешево. Клиентов, которые согласятся покупать китайские автомобили по 3-5 миллионов рублей, будет, естественно, гораздо меньше, чем тех, которые заглядывались на этот же товар, когда его позиционировали в более скромной ценовой лиге.

Ключевые представители премиальных брендов по-прежнему официально рассказывают о своих продажах только в разрезе квартала. На первом месте остался BMW (8 414 а/м; -23% за квартал). Mercedes-Benz реализовал 6 919 легковых машин, -39%. Все остальные а/м класса премиум в «штуках» традиционно показывают существенно более скромные результаты. Так, Audi (2,4 тысячи а/м; - 43%) с трудом, но обогнал Lexus (1,7 тысячи; - 67%). При этом продажи обеих марок отмечались двузначным снижением и в январе, и в феврале текущего года. Volvo (1 519 а/м) потеряла 16% сбыта, Porsche (1 135 а/м) лишился 30% покупателей. Практически без машин, распродав остатки, оказались и дилеры Land Rover (980 а/м за квартал, -39%). В текущем году ждать новых поставок от Великобритании, которая особенно рьяно протестует против внешней политики России, точно не стоит. В свою очередь Genesis, Mini, Infiniti и Cadillac продолжали у нас продавать досадно мало автомобилей – в среднем от 200 до 500 «штук» за квартал. И их рост или падение почти незаметны в масштабах рынка.

Главным фактором для стабилизации авторынка может стать относительная нормализация внешнеполитического фона. Это может отогреть «замороженные» в марте каналы поставок комплектующих и запустить остановленные заводы. Однако пока о сроках окончания напряженности говорить сложно. Так или иначе, апрель 2022 года может оказаться близок к антирекорду продаж. Прежний антирекорд апреля был установлен в 2020 году, когда в условиях закрытия дилерских центров крупных городов на период локдауна из-за пандемии COVID-19 было реализовано лишь 38 922 новых автомобиля. Даже Lada тогда не смогла продать и 10 тысяч новых машин, а основные объемообразующие марки «довольствовались» сбытом в среднем в 2-4 тысячи новых а/м.

В первом полугодии 2022 года скорее всего будет реализовано 460-490 тысяч новых автомобилей. И это при условии, что в мае-июне «китайцы» смогут нормализовать поставки машин и комплектующих, продажи АвтоВАЗа останутся хотя бы на уровне нынешних значений, а у корейцев – подрастут до 8-10 тысяч автомобилей в месяц. На фоне высоких ценников из-за острого дефицита новых автомобилей на рынке покупательский спрос может подстегнуть снижение ставок по автокредитам в случае корректировки ключевой ставки ЦБ. В целом объем рынка России будет примерено соответствовать емкости авторитейла Испании, где население в три с лишним раза меньше.

Источник: ПАО Банк «ФК Открытие»
Тэги:

Читайте также

В Хакасском муниципальном банке открылась выставка детских рисунков, посвященная Дню Победы
В преддверии Великого праздника – Дня Победы Хакасский муниципальный банк традиционно организовали выставку рисунков, посвященных 9 Мая
С мая НСПК вводит контроль за торговыми точками в части мошенничества
Банки смогут опротестовывать операции торговых предприятий, если они будут систематическими нарушителями
Генпрокуратура предложила списывать кредиты граждан, лишившихся квартир из-за долгов
Генеральная прокуратура России подготовила законопроект, который аннулирует банковские долги граждан
В России резко выросло мошенничество с использованием банкоматов
Мошенники возобновили активное воровство с использованием банкоматов
Обязательство по продаже валютной выручки могут продлить до мая 2025 года
Ранее предполагалось, что меру продлят до конца 2024 года
Крупные банки усилили блокировку карт подставных лиц мошенников
«Тинькофф» и ВТБ запустили системы мониторинга для выявления карт подставных лиц
Минцифры предложило запретить рекламные обзвоны россиян
Глава Минцифры заявил, что ведомство разрабатывает законопроект против рекламных звонков
ФАС вновь проверит Сбербанк из-за рекламы вклада
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила о жалобе гражданина на рекламу Сбербанка
В СФ разработали законопроект об обязательной оценке покупаемого за маткапитал жилья
Комитет Совета Федерации по социальной политике по поручению спикера Валентины Матвиенко разработал законопроект
ЦБ назвал среднюю максимальную ставку по вкладам в топ-10 банков
Средняя максимальная ставка по вкладам в рублях десяти российских банков остается неизменной третью декаду подряд