Присоединяемый к МКБ «Инкахран» сворачивает классическую инкассацию
Одна из крупнейших на рынке инкассаторских компаний «Инкахран» разрывает или не продлевает контракты с клиентами, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники. По данным издания, процесс разрыва прежних деловых связей она планирует завершить до конца января 2024 года. При этом Московский кредитный банк (МКБ), к которому должна присоединиться компания, не спешит заключать договоры с бывшими клиентами «Инкахрана».
В МКБ заявили изданию, что банк «продолжает трансформировать инкассаторский бизнес и сконцентрируется на развитии онлайн-инкассации с использованием автоматизированных депозитных машин». По словам представителя кредитной организации, если клиент выберет классическую инкассацию, то МКБ готов помочь ему «с поиском альтернативных решений». При этом, как заверили в банке, предусмотренные ранее заключенными договорами обязательства перед клиентами «Инкахрана» будут выполнены в полном объеме.
Тем не менее, собеседники «Коммерсанта» утверждают, что уже «целый ряд клиентов, включая крупные банки», оказались без поставщика услуг классической инкассации. По их словам, для перевозки денежных средств между отделениями большинство крупных кредитных организаций используют собственную службу, однако, ее мощностей, как правило, не хватает для нужд всех клиентов.
Из-за сложившейся ситуации цены на услуги инкассации выросли в несколько раз, утверждает один из источников издания. Другой полагает, что проблемы с ростом стоимости обслуживания в первую очередь возникают у небольших банков, для которых «Инкахран» держал низкие цены – до 100 рублей за заезд на одну точку при рыночной стоимости в 700 рублей. Третий собеседник «Коммерсанта» говорит, что цены могут доходить и до 3000 рублей за выезд.
Крупнейшими игроками российского рынка инкассации Сбербанк, «Росинкас» (входит в структуру Банка России) и сам «Инкахран». Один из источников «Коммерсанта» утверждает, что в 2022 году последний обслуживал более сотни банков, у него были договоры с рядом крупных сетевых ритейлеров из разных сегментов. Убыток компании по прошлому году составил 34,7 млн рублей.
Собеседники газеты говорят, что многие банки опасаются заключать договоры на инкассацию для своих клиентов с другими игроками, например Сбербанком, потому что опасаются, что тот может «переманить их на полное обслуживание». Вариант, который остается, – это «Росинкас», который «также может воспользоваться ситуацией и поднять цены». Впрочем, как утверждают источники «Коммерсанта», у «Росинкаса» и Сбербанка в крупных городах уже не хватает мощностей для организации новых маршрутов, так как «на рынке нет качественных броневиков».