Полисы раздора
Первая статистика обязательного досудебного урегулирования претензий к банкам службой финансового омбудсмена показала, что основное недовольство граждан приходится на проблемы с кредитным страхованием. Спорам о возврате средств за страховку по кредитам посвящены почти 80% обращений к финуполномоченному. Причиной недовольства клиентов страховщики называют практику банков по навязыванию полисов ради получения завышенной комиссии, размер которой может доходить до 90% цены страховки.
В службу финансового уполномоченного за первые три месяца ее работы с жалобами потребителей на банки поступило 2,8 тыс. обращений, сообщил вчера финомбудсмен Виктор Климов. Их основная часть (78,5%) касалась потребительского кредитования, когда заемщики не соглашаются с удержанием с них средств за дополнительные услуги. Как правило, речь идет о приобретении страховки при предоставлении кредита или о присоединении клиента к коллективному договору страхования.
Это споры по вопросу платы за подключение к программам страхования, споры о возврате денежных средств, которые были удержаны банком при кредитном страховании в счет этой дополнительной услуги»,— цитирует служба Виктора Климова.
Напомним, норма об обязательном досудебном урегулировании — обращение к финомбудсмену — введена в РФ 1 июня 2019 года, тогда уполномоченный начал свою работу с жалоб на страховщиков. В 2020 году 99% (185,5 тыс.) обращений граждан касались споров в сфере страхования (служба тогда рассматривала еще и обращения по спорам с микрофинансовыми организациями). Средний размер требований граждан к страховщикам в спорах 2020 года составлял 208,8 тыс. руб., в 43% споров финомбудсмен вставал на сторону граждан.
По итогам первых трех месяцев работы по спорам с банками, сообщил Виктор Климов, средний размер требований потребителей составил 115,2 тыс. руб.
Финомбудсмен принял по этим спорам 555 решений, в 21,8% случаев служба полностью или частично удовлетворяла требования потребителя, в 63,4% отказывала, в остальных случаях стороны договаривались в процессе рассмотрения спора.
Виктор Климов сообщил “Ъ”, что видит схожесть споров этого и прошлого года: «Значительное число обращений клиентов страховых организаций по немоторным видам страхования тоже касались услуг, оформление которых нередко происходит при получении кредита». По его словам, в число обращений клиентов банков входят и заявления от ипотечных заемщиков, которые приобрели страховку во время получения кредита. В службе финуполномоченного поясняют, что потребитель вправе при досрочной выплате кредита банку вернуть себе часть страховой премии — и такие случаи уже были (соответствующая норма законодательства заработала с 1 сентября 2020 года).
В свою очередь, в ЦБ “Ъ” сообщили, что в 2020 году регулятор получил более 5 тыс. жалоб на навязывание страховых услуг при кредитовании. Из них абсолютное большинство (4,9 тыс.) касались потребительского кредитования, 226 — автокредитования.
В ЦБ отмечают, что кроме возможности отказаться от неиспользованной части страховки при досрочном погашении кредита появилась норма о том, что «период охлаждения» (возможность расторжения договора без потерь) теперь действует и в случае присоединения заемщика к коллективному договору страхования. Такая норма закона распространяется на все виды добровольного страхования для обеспечения исполнения обязательств по кредиту: личное, имущественное, страхование ответственности. При этом в «период охлаждения» нельзя отказаться от страховки на предмет залога (например, квартиру).
По статистике ЦБ, объем страховых сборов по рискам заемщиков в 2020 году составил 210,3 млрд руб. (для сравнения, в ОСАГО 220 млрд руб.). При этом размер комиссионного вознаграждения банков по продажам полисов от несчастного случая составил 103,5 млрд руб. при страховых сборах в этом сегменте в размере 153,4 млрд руб. По словам одного из участников страхового рынка, большинство компаний-страховщиков жизни являются частью банковских групп и вынуждены обеспечивать дополнительную комиссию: «Ее уровень в банковском страховании, не характерный для других видов и каналов продаж, может доходить до 90% цены полиса».
Как заявил “Ъ” вице-президент Всероссийского союза страховщиков Виктор Дубровин, «две тысячи жалоб — это плохо и это повод для совершенствования процессов. Но учитывая, что ежемесячно выдается более 1 млн кредитов, это количество не выглядит чересчур драматично».
В службу финансового уполномоченного за первые три месяца ее работы с жалобами потребителей на банки поступило 2,8 тыс. обращений, сообщил вчера финомбудсмен Виктор Климов. Их основная часть (78,5%) касалась потребительского кредитования, когда заемщики не соглашаются с удержанием с них средств за дополнительные услуги. Как правило, речь идет о приобретении страховки при предоставлении кредита или о присоединении клиента к коллективному договору страхования.
Это споры по вопросу платы за подключение к программам страхования, споры о возврате денежных средств, которые были удержаны банком при кредитном страховании в счет этой дополнительной услуги»,— цитирует служба Виктора Климова.
Напомним, норма об обязательном досудебном урегулировании — обращение к финомбудсмену — введена в РФ 1 июня 2019 года, тогда уполномоченный начал свою работу с жалоб на страховщиков. В 2020 году 99% (185,5 тыс.) обращений граждан касались споров в сфере страхования (служба тогда рассматривала еще и обращения по спорам с микрофинансовыми организациями). Средний размер требований граждан к страховщикам в спорах 2020 года составлял 208,8 тыс. руб., в 43% споров финомбудсмен вставал на сторону граждан.
По итогам первых трех месяцев работы по спорам с банками, сообщил Виктор Климов, средний размер требований потребителей составил 115,2 тыс. руб.
Финомбудсмен принял по этим спорам 555 решений, в 21,8% случаев служба полностью или частично удовлетворяла требования потребителя, в 63,4% отказывала, в остальных случаях стороны договаривались в процессе рассмотрения спора.
Виктор Климов сообщил “Ъ”, что видит схожесть споров этого и прошлого года: «Значительное число обращений клиентов страховых организаций по немоторным видам страхования тоже касались услуг, оформление которых нередко происходит при получении кредита». По его словам, в число обращений клиентов банков входят и заявления от ипотечных заемщиков, которые приобрели страховку во время получения кредита. В службе финуполномоченного поясняют, что потребитель вправе при досрочной выплате кредита банку вернуть себе часть страховой премии — и такие случаи уже были (соответствующая норма законодательства заработала с 1 сентября 2020 года).
В свою очередь, в ЦБ “Ъ” сообщили, что в 2020 году регулятор получил более 5 тыс. жалоб на навязывание страховых услуг при кредитовании. Из них абсолютное большинство (4,9 тыс.) касались потребительского кредитования, 226 — автокредитования.
В ЦБ отмечают, что кроме возможности отказаться от неиспользованной части страховки при досрочном погашении кредита появилась норма о том, что «период охлаждения» (возможность расторжения договора без потерь) теперь действует и в случае присоединения заемщика к коллективному договору страхования. Такая норма закона распространяется на все виды добровольного страхования для обеспечения исполнения обязательств по кредиту: личное, имущественное, страхование ответственности. При этом в «период охлаждения» нельзя отказаться от страховки на предмет залога (например, квартиру).
По статистике ЦБ, объем страховых сборов по рискам заемщиков в 2020 году составил 210,3 млрд руб. (для сравнения, в ОСАГО 220 млрд руб.). При этом размер комиссионного вознаграждения банков по продажам полисов от несчастного случая составил 103,5 млрд руб. при страховых сборах в этом сегменте в размере 153,4 млрд руб. По словам одного из участников страхового рынка, большинство компаний-страховщиков жизни являются частью банковских групп и вынуждены обеспечивать дополнительную комиссию: «Ее уровень в банковском страховании, не характерный для других видов и каналов продаж, может доходить до 90% цены полиса».
Как заявил “Ъ” вице-президент Всероссийского союза страховщиков Виктор Дубровин, «две тысячи жалоб — это плохо и это повод для совершенствования процессов. Но учитывая, что ежемесячно выдается более 1 млн кредитов, это количество не выглядит чересчур драматично».
Читайте также
Обновленная дальневосточная ипотека теперь в Дальневосточном банке
«Дальневосточная и арктическая ипотека» Дальневосточного банка стала доступной для более широкого круга заемщиков
ВТБ: число предпринимателей на «автоупрощенке» выросло в три раза
В 2025 году число клиентов малого бизнеса ВТБ, использующих автоматизированную упрощенную систему налогообложения (автоУСН), выросло в три раза
Кредитная карта Дальневосточного банка вошла в топ-10 кредитных карт с кешбэком в декабре
Кредитная карта МИР «120 дней» Дальневосточного банка вошла в топ-10 кредитных карт с кешбэком в декабре 2025 года
Рост на фоне скидок и акций: что будет с ценами на новостройки в 2026-м
Динамика цен на новостройки в 2026 году будет зависеть от скорости снижения ключевой ставки
Число банкротств IT-компаний выросло на 28% в 2025-м
Несмотря на это, общее число компаний в секторе продолжает увеличиваться
Госдума обязала управляющие компании создавать чаты жильцов в Max
Соответствующий закон принят сразу во втором и третьем чтениях
НСПК запустила пилот нового платежного решения для небольших банков
Тестирование с участием шести банков завершится в январе следующего года
НРД предложил ЦБ меры для более удобной покупки и продажи паевых фондов
НРД предложил, как сделать покупку и продажу паевых фондов для россиян удобнее
Росреестр опроверг снижение числа сделок с жильем из-за мошенников
С начала 2025 года в России совершено столько же сделок со вторичным жильем, как и годом ранее
Средняя максимальная ставка по вкладам в топ-10 банков снова выросла
Ставка поднимается третью декаду подряд