Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

ПИФ поставили на «Поток»

Краудфандинговая платформа «Поток» создает новый механизм привлечения и вложения средств — через закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ). Новый ЗПИФ «Поток первый» станет одним из инвесторов платформы. Сначала он будет вкладывать понемногу во все финансируемые через нее проекты, но затем начнет работать с отдельными заемщиками в качестве ключевого инвестора. Это может сделать площадку удобной в том числе для среднего бизнеса, которому сложно работать с множеством разрозненных кредиторов. Состав инвесторов самого ЗПИФа пока ограничен владельцами «Потока», но в перспективе также может расшириться.

Совладельцы краудфандиговой площадки «Поток», руководители фонда FinTech Capital Юрий Попов и Антон Еременко (им принадлежит 40% площадки, еще 60% у Альфа-банка) стали инвесторами ЗПИФ «Поток первый» под управлением УК «Велес Менеджмент». ЗПИФ (его объем не раскрывается) предназначен для вложений в рамках работы платформы, рассказали в «Потоке» и УК.

На первом этапе фонд будет участвовать в выдаче займов на платформе параллельно с остальными инвесторами «Потока» и на тех же условиях (сейчас в зависимости от продукта ставка составляет 9–25% годовых, а срок в основном до шести месяцев). В целевой модели ПИФ будет финансировать определенную долю каждого займа, и таким образом его портфель будет представлять уменьшенную копию всего портфеля платформы, поясняет управляющий партнер «Потока» Юрий Попов.

В дальнейшем средства ЗПИФа через «Поток» смогут привлекать малые и средние предприятия, которым нужен единственный инвестор, а не множество, как это обычно происходит на площадке.

Условия такой работы в «Потоке» не раскрывают. По словам заместителя гендиректора «КСП Капитал Управление активами» Дмитрия Ярцева, обычно лимиты на одного заемщика не превышают 3% от стоимости фонда.

Привлечение ЗПИФа даст дополнительное финансовое плечо, и этот инструмент рассчитан уже не столько на микро, сколько на средний бизнес, отмечает исполнительный директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ Кирилл Косминский. По его оценке, займы с корпоративным участием, к которым и относится конструкция с ЗПИФом, в ближайшие три года могут занять до 80% всех займов, выданных на крауд-платформах. Однако, подчеркивает он, такие механизмы эффективно работают лишь при значительном объеме операций.

Клиенты краудфандиговых площадок зачастую по разным причинам не могут получить банковское финансирование, что несет риски, связанные с их платежеспособностью, для пайщиков фонда.

Поэтому пока они ограничены совладельцами самого «Потока», но со временем ситуация может измениться. «Какое-то время они будут преобладать среди пайщиков, но акцента на конкретную группу инвесторов не предполагается»,— поясняет замгендиректора «Велес Менеджмент» Станислав Бродский.

Поскольку заемщиками ЗПИФа будут выступать компании, которые не удовлетворяют банковским требованиям, УК необходимо обосновать, что выдача займов не принесет убытков пайщикам, отмечает управляющий директор блока прямых инвестиций группы ТРИНФИКО Яков Мусиенко. Есть и другие риски. Так, по словам Дмитрия Ярцева, вернуть досрочно (до окончания фонда) все вложенные средства будет достаточно проблематично, особенно если деньги «нужны здесь и сейчас». Отсутствие четкой системы выхода из проекта является сдерживающим фактором для инвесторов, полагает он.

По словам Юрия Попова, для «первоначального круга инвесторов вопрос выхода неактуален».

Соответствующие механизмы будут разработаны после расширения круга участников ЗПИФа. Также, добавляет Станислав Бродский, может быть введена регулярная выплата дохода по паям фонда.

Использование институционального инвестора на крауд-площадке обеспечивает дополнительный источник фондирования, что может увеличить и объем выдач площадки, и скорость сбора средств, отмечает гендиректор инвестплатформы «МодульДеньги» Леонид Шевченко. Он признает, что ЗПИФ — интересный инструмент для крауд-площадки, но реальные его перспективы станут очевидны только по опыту «Потока первого».

Полина Трифонова, Виталий Гайдаев

Источник: Газета "Коммерсантъ" №218 от 27.11.2020
Тэги:

Читайте также

Более 40 тысяч пользователей ВТБ Онлайн совершили переводы через записную книжку смартфона
Более 40 тысяч клиентов ВТБ с конца декабря воспользовались сервисом переводов из адресной книги смартфона
В экосистеме Сбера появится маркетплейс электронной коммерции
Сбер, Группа «М.Видео-Эльдорадо» и основатель и совладелец goods.ru Александр Тынкован подписали соглашение о намерениях по совместному развитию маркетплейса goods.ru
ВТБ удвоил выдачи льготных кредитов по «Программе 1764»
ВТБ в 2020 году заключил более 2,7 тысячи кредитных соглашений по государственной программе льготного кредитования субъектов МСП №1764
Красноярские фермеры осваивают плюсы экосистемы СвоёФермерство от Россельхозбанка
Фермерская продукция в Красноярском крае и Хакасии теперь представлена в экосистеме Своё Фермерство,которую Россельхозбанк запустил в 2020 году для поддержки АПК
Диапазон 75-77,5 рубля остается актуальным для американской валюты
Утренний комментарий ПСБ по валютному рынку на 28 января 2021 года
Банк «Левобережный» победил в конкурсе «За успешное развитие бизнеса в Сибири»
Награждение лауреатов состоялось 26 января в правительстве Новосибирской области
Банк «Открытие» продлил срок действия сезонного вклада «Зимний» по ставке 4,75%
Открыть вклад с повышенной процентной ставкой в банке «Открытие» можно будет до 6 февраля 2020 года включительно
Дальневосточный банк предлагает подарки за обмен предоплаченной карты МИР «Семейная команда»
Дальневосточный банк напоминает, что до 29 января 2021 года включительно участники программы лояльности «Семейная команда» могут обменять свою предоплаченную карту МИР «Семейная команда» на карту МИР-JCB «Семейная команда» Премиальная
Сбербанк и МегаФон запустили сервис «Рекомендованный платёж»
Пользователи мобильного приложения СберБанк Онлайн, абоненты компании «МегаФон», получили возможность узнавать о сумме рекомендованного платежа, не обращаясь напрямую к оператору связи
ВТБ Лизинг и ГК «Яндекс.Такси» объявили о расширении партнерства
По итогам 2020 года ВТБ Лизинг передал партнёрам Яндекс.Такси 1600 автомобилей