Пенсии сэкономили на сообщениях

Введите запрос для поиска

Скрыть поиск

Пенсии сэкономили на сообщениях

В 2020 году количество обращений за выплатами пенсионных накоплений сократилось по сравнению с ожидаемым в два раза. Причем «забывчивость» граждан прослеживалась и в 2019 году. Во многом такая тенденция обусловлена тем, что НПФ не информируют граждан о наступлении пенсионных оснований по накопительной части пенсии, относя эту функцию ПФР. Важность информирования возросла, так как основания по страховой части пенсии наступают позднее оснований по накопительной части пенсии, за которой можно обратиться в 55 и 60 лет.

Актуарии ряда НПФ обратили внимание на сокращение обращений граждан за назначением накопительной пенсии. В фонде из первой десятки в 2020 году было зарегистрировано в два раза меньше обращений, чем было запланировано, отмечает один из собеседников “Ъ”. Данный тренд прослеживается с 2019 года, когда количество обращений было меньше ожидаемого на треть. Источник “Ъ” в другом фонде отмечает, что, несмотря на ежегодно ожидаемый прирост в 10% обращений, в 2020 году наблюдалось их снижение на 20%.

Статистика ЦБ по фондам свидетельствует, что объем выплат накопительной пенсии (в том числе единовременных и правопреемникам) вырос незначительно. В 2020 году он составил 16,18 млрд руб., всего на 1,8 млрд руб. выше, чем годом ранее. При этом в 2019 году прирост составил более 2,9 млрд руб. За первый квартал 2021 года выплаты оказались даже ниже, чем в 2020 году: 3,58 млрд руб. против 4,4 млрд руб.

Собеседники “Ъ” на пенсионном рынке сходятся во мнении, что замедление количества обращений в прошлом году обусловлено пандемией. Вместе с тем Банк России еще в конце апреле прошлого года напоминал организациям, оказывающим неотложные финансовые услуги, в том числе пенсионным фондам, о необходимости предоставить возможность получения критически значимых услуг удаленно. В некоторых фондах такая опция существует — например, в «ВТБ Пенсионный фонд» с конца 2018 года. Однако собеседники в других НПФ признаются, что у них система электронных обращений за накопительной частью пенсии заработала только в конце 2020 года.

Впрочем, даже с развитым дистанционным сервисом не все граждане могли реально воспользоваться услугами цифровой приемной. Во-первых, не все представители старшего поколения в России имеют доступ к компьютеру и владеют компьютерной грамотностью. Во-вторых, НПФ не обязаны информировать граждан о наступлении пенсионных оснований, их рассчитывает ПФР, отмечают участники рынка. Вместе с тем если раньше основания по основной и накопительной пенсиям совпадали, то теперь по страховой части они наступают позднее (в 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин), чем по накопительной части пенсии (в 55 и 60 лет).

Невозможность информирования граждан о наступлении пенсионных оснований в фондах объясняют тем, что существуют категории граждан, которые выходят на пенсию досрочно. «По НПО кроме общеустановленных оснований по возрасту существуют дополнительные, устанавливаемые лично вкладчиком. Например, стаж работы или период участия в пенсионной программе»,— объясняют в «ВТБ Пенсионный фонд». Кроме того, источники говорят о нежелании части застрахованных лиц оформлять накопительную пенсию раньше страховой, ссылаясь на то, что пенсионные активы до востребования в форме накопительной пенсии продолжают приносить доходность клиенту.

«В целом пенсионная индустрия не самая оцифрованная, а локдаун удерживал людей от походов в НПФ»,— соглашается управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Второй значимый мотив, по мнению эксперта,— недостаток серьезных информационных кампаний в пенсионной области. «Действительно, люди могут просто не знать или забыть, что у них наступили основания по выплате накопительной части»,— указывает он.

Возможно, что количество обращений за накопительной частью пенсии возрастет с окончанием пандемии. В одном из фондов в 2021 году заложенный прирост по сравнению с 2020-м составил 15% вместо обычных 10%. Данная мера направлена на компенсацию снижения обращений в прошлом году. Однако «низкая осведомленность — более значимый фактор, и если фонды не начнут сами напоминать, то люди могут и дальше не вспомнить», считает Павел Митрофанов.

Оксана Коткина

Источник: Газета "Коммерсантъ" №100 от 11.06.2021
Тэги:

Читайте также

ВТБ возвращает кешбэк рублями
С 1 мая банк отменит вознаграждение в мультибонусах и полностью перейдет на выплаты в рублях
Более 6 тысяч сибиряков уже «проиндексировали» пенсию в банке «Левобережный»
Пенсионеры, ставшие клиентами банка и оформившие пенсию на счет в «Левобережном», получают надбавку за факт зачисления пенсии, потребительские кредиты, кредитные карты или вклады
Альфа-Банк стал лидером рейтинга банков на портале Сравни
Альфа-Банк занял первое место в рейтинге банков на финансовом портале Сравни
АТБ улучшил условия по накопительным счетам для премиальных клиентов
Ставка Азиатско-Тихоокеанского банка по накопительному счёту для клиентов программы «Статус» выросла до 13,5%
FINN FLARE разместит два выпуска на платформе А-Токен суммарным объемом 200 миллионов рублей
На платформе А-Токен началось размещение первого выпуска ЦФА компанией FINN FLARE
Бизнес может открыть второй счет в банке «Левобережный» за 15 минут
Открыть второй и все последующие счета в банке «Левобережный» стало еще проще
ЦБ: значительные объемы ввода жилья усилили спрос на стройматериалы в Красноярском крае
В Красноярском крае в феврале годовой рост цен на непродовольственные товары составил 5%
Россияне получили в ВТБ «арктическую ипотеку» более чем на 3 миллиарда рублей
С момента запуска «арктической ипотеки» в декабре 2023 года ее оформили более 840 клиентов ВТБ
Убыток АСВ за 2023 год составил 29,5 миллиарда рублей
Агентству пришлось создать резервы по некоторым активам
Объем денежных средств на балансе АСВ вырос в 60 раз до 1,2 триллиона рублей
Это могут быть средства, заблокированные на счетах типа «С» у недружественных нерезидентов