«Открытие Авто»: в декабре авторитейл показал лучший результат продаж за последние три квартала, но в масштабах года рынок не досчитался почти миллиона машин
«Традиционно самый урожайный в авторитейле месяц года – декабрь – почти не нарушил эту традицию и в 2022г. И относительно девяти предыдущих месяцев он действительно был самым лучшим. Ведь с марта прошлого года наш рынок живет в той парадигме, где привычные прежде продажи по 150 тысяч машин в месяц считаются фантастически высокими. А потому, с одной стороны, результат декабря 2022 года, превысивший 60 тысяч а/м, может давать повод для оптимизма: относительно провального периода апреля-июня это более чем двукратный рост. С другой – объем рынку продолжили создавать лишь три отечественных и столько же китайских марок. При этом едва ли можно забыть, что обычно декабрь по объемам бизнеса оказывается в 2,5-3 раза лучше предыдущих. В этом свете нет ничего удивительного, что общие результаты продаж года оказались ниже, чем когда-либо в нынешнем столетии», - отметила руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.
Падаем в «штуках», растем в долях
В конкретных цифрах количество закрытых сделок по новым машинам наверняка удручает всех, кто не первый год знаком с российским авторитейлом. За весь декабрь, по данным AEB, было реализовано 64,1 тысячи новых автомобилей. Это на 33% выше по отношению к ноябрю, больше, чем в любом месяце 2022 года начиная с марта, но катастрофически ниже (-50,2%), чем в декабре в 2021г. Если же учесть все автомобильные марки, включая те, которые предоставляют лишь поквартальные данные, то получится, что за 12 месяцев 2022 года было реализовано 687 тысяч новых автомобилей. Как мы и прогнозировали, рынок сжался в объеме почти на миллион машин.
В то же время, глядя на тройку марок-лидеров по итогам года, все еще может показаться, что никаких драматических событий в бизнесе не происходило. Как и в 2021г., пьедестал популярности занимают Lada и расположившиеся на ступеньках ниже Kia и Hyundai. А с точки зрения завоеванной доли рынка в Тольятти и вовсе могли бы звучать победные марши: марка нарастила свою долю до 27%, это на 6 п.п. выше, чем год назад, а по итогам декабря преимущество Lada оказалось выражено наиболее ярко – марка получила 37,5% рынка. Однако в «штуках» за год было реализовано 188,6 тысячи машин, почти вдвое (-46%) меньше, чем в 2021г.
При этом локомотивом продаж АвтоВАЗа выступила самая доступная модель – Lada Granta. По сравнению с прошлым годом ее продажи сократились относительно незначительно – до 95,9 тысячи а/м (-14%). Кроме нее, завод смог восстановить производство двух моделей семейства Niva – Travel и Legend: суммарно владельцев нашли 38,8 тысячи этих машин (-24%). Третье место, как среди Lada, так и в абсолютном зачете моделей, получила Vesta (29,2 тысячи; -74%). Весь год бизнес по этой машине держался на тех запасах, что были созданы в первые несколько месяцев.
Практически в рамках той же стратегии, на распродаже запасов с заводов в Санкт-Петербурге и Калининграде, жили в России две корейские марки. Дилеры Kia смогли реализовать 66,1 тысячи машин (-68%), Hyundai – 54,8 тысячи а/м (-67%). При этом на излете российской карьеры Kia Rio (24,7 тысячи машин (-70%) смог удержать звание лучшей иномарки.
В свою очередь, бизнес большинства европейских и японских концернов также сжимался или совсем закрывался. К чести ряда дистрибьюторов, это происходило с известной долей политкорректности. Громко «хлопали дверью» лишь некоторые. Так, Renault (39,6 тысячи машин за год; -70%) и Toyota (19,6 тысячи; - 80%) едва хватило спрятанного на площадках товара, чтобы удержаться в десятке самых продаваемых марок. Оба бренда закрыли свои заводы, а первый - даже официальный российский сайт, поручив судьбу миллионов поклонников марки в России сети АвтоВАЗа.
Volkswagen и Skoda в 2022-м не смогли каждый продать и двадцати тысяч машин, сократив тем самым объемы сбыта на 80%. Nissan (14,7 тысячи а/м; -71%) последовал примеру Renault, но, несмотря на оставшиеся на складах сотни автомобилей, еще в ноябре перестал отчитываться об их продажах в AEB. Более двадцати других массовых марок последние месяцы прошлого года продавали машины лишь десятками. Естественно, что в цифрах годовой статистки все эти бренды получили падение бизнеса на 70-80%.
В премиальном классе по итогам года ситуация и вовсе оказалась, пожалуй, самой плачевной. Традиционные лидеры этого сегмента, Mercedes-Benz и BMW, продали всего по 9,4-9,6 тысячи машин. Сжатие объемов бизнеса оказалось более чем четырехкратным. Потери примерно тех же масштабов испытали дилеры Audi с той лишь разницей, что в абсолютных цифрах автомобили с четырьмя кольцами нашли всего 3,5 тысячи клиентов. Больше других сократились продажи Lexus - до 1,8 тысячи а/м, то есть почти в 10 раз. Однако именно Lexus из «премиумов» чаще всего стал завозиться по параллельному импорту. Примерно до тысячи новых машин этой марки было продано частными продавцами через классифайды.
В совсем другой ситуации оказались «китайцы», которые уверенно, хоть и в меньших по сравнению с прошлым годом объемах, продавали свою продукцию. Все вместе взятые китайские бренды реализовали в 2022 г. году 123,5 тысячи машин, то есть примерно столько же, сколько в 2021г. Могли продать больше, но стратегия максимальной прибыли со сделки победила. Среди «китайцев» на первое место вырвалась Chery (38,5 тысячи а/м, на 4% больше, чем год назад), Haval (33,6 тысячи а/м) уступил лидерство Haval (33,6 тысячи автомобилей (-14%), замкнула тройку марка Geely (24,4 тысячи а/м; -1%).