Новый бизнес в лизинге сократился на 36% в конце 2024 года
Объем нового бизнеса снизился на 36% в четвертом квартале 2024 года по сравнению с тем же периодом в 2023 году, оценило рейтинговое агентство «Эксперт РА». Всего по итогам 2024 года новый бизнес сократился на 7%, до 3,3 трлн рублей.
Первые 9 месяцев 2024 года новый бизнес хотя и сдержанно, но рос (+6%), однако в конце года «ключевая ставка закрепилась на высоком уровне», что и привело к падению, отмечает «Эксперт РА». Агентство также указало, что годовое снижение могло бы быть еще сильнее и составить 17%, если бы не крупные разовые сделки с железнодорожной техникой и недвижимостью.
При этом средний чек сделок вырос, с 14,1 до 15,2 млн рублей, что агентство объясняет отдельными крупными сделками и высокой инфляцией. Количество заключенных согалшений сократилось на 6%, до 453 тысяч.
«Российский лизинговый рынок функционировал в 2024 году в условиях жесткой денежно-кредитной политики, высокая ключевая ставка в значительной мере охладила инвестиционную активность предпринимателей», — отметило «Эксперт РА».
Корпоративный сегмент (железнодорожный, авиа-транспорт, суда и недвижимость) сократился на 1% после более чем двукратного роста в 2023 году, розничный сегмент — на 9% после 73%-ного роста в 2023 году.
Доля автолизинга в новом бизнесе впервые за последние годы немного сократилась, с 52% до 51%. Так, объем сделок с грузовыми автомобилями сократился на 18% после более чем двукратного роста нового бизнеса в 2023 году. «В связи с неблагоприятной конъюнктурой 2024 года перевозчики не только откладывают обновление автопарков до лучших времен, но и вынуждены досрочно возвращать взятую в лизинг технику в виду роста издержек (лизинговые платежи, покупка запчастей и топлива, сервисное обслуживание)», — объяснили аналитики агенства. Новый лизинг легковых автомобилей вырос на 8%, что объясняется отложенным спросом: клиенты стремились быстрее взять машины в лизинг, так как ждали повышения цен на них из-за новых ставок утилизационного сбора и колебаний курса валют.
Лизинг строительной техники сократился на 23% на фоне высоких ставок и отмены льготной ипотеки. «Многие крупные проекты завершились, а новые планируются в ограниченных масштабах в условиях подорожавшего фондирования и роста цен на стройматериалы», — отметило «Эксперт РА».
Объем нового бизнеса в авиатранспорте достиг минимума с 2009 года, 29 млрд рублей, рухнув на 56%. Минпромторг увеличивает сроки и снижает количество планируемого выпуска гражданских самолетов из-за «ограниченной научно-технической базы», указало агентство. Аналогично обвалился на 59% лизинг судов после более чем двукратного роста годом ранее, который был обеспечен сделками крупных лизингодателей по госпрограммам. Лизинг недвижимости упал на 34% — он во много зависит от крупных разовых сделок «Сбербанк Лизинга».
Доля банковских «дочек» в новом лизинговом бизнесе снизилась с 64 до 54%, так как в крупнейших из них значимую долю занимает грузовой транспорт.
Несмотря на то, что «Эксперт РА» ожидает снижение ставок во второй половине 2025 года, новый бизнес сократится еще сильнее. По прогнозам аналитиков, в 2025 году его объем может снизиться на 15–25% по сравнению с 2024-ым. Падение затронет в первую очередь корпоративные сегменты, грузовые автомобили и строительную технику. Драйверами роста же могут стать техника для нефте- и газодобычи, так как развиваются альтернативные экспортные каналы природных ресурсов, телекоммуникационное оборудование, а также складское оборудование из-за роста e-commerce.
Источник: Frank Media
Читайте также
Сайт Дальневосточного банка вошел в ТОП-45 лучших банковских сайтов
ВТБ снижает ставки по кредитам наличными
Как мошенники могут обмануть человека, поставившего самозапрет на кредиты и займы
